Мария Лобанова
Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки всегда привлекали педагогов и психологов. Прежде всего из-за того нравственного влияния, которое они оказывают на детей: учат различать добро и зло, знакомят с историей и традициями народа. Трудно переоценить роль сказок и в формировании речи дошкольников. Но хотелось бы затронуть такую проблему, как влияние сказок на развитие мышления, формирование творческого воображения ребенка.
Публикация «Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ» размещена в разделах
Для реализации этой цели сначала целесообразнее научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок.
Главное при решении сказочной задачи- не изменить или минимально изменить сюжет сказки.
Основным критерием сказочной задачи является нахождение противоречия между персонажами сказки. Су3ществует схема, по которой можно легко создать сказочную задачу на базе имеющейся сказки :
-один персонаж воздействует на другой положительно, в то время как второй воздействует на первый отрицательно("Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Курочка Ряба", "Колобок".)
Просила Аленушка братца: "Не пей водицы, козленочком станешь". Не послушался Иванушка. Задача формулируется следующим образом: "Как сделать так, чтоб Иванушка напился, но козленочком не стал?"
-персонаж воздействует на другой отрицательно, а тому ничего не остается как тоже влиять отрицательно. ("Лиса и заяц", "Маша и медведь".) Сказочная задача : "Как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машу?"
-один персонаж взаимодействует с несколькими одновременно ("Три медведя", "Приключения Буратино".)Задача формулируется следующим образом: "Как сделать так, чтобы кот Базилио и лиса Алиса не смогли отобрать 5 золотых, подаренных Буратино Карабасом- Барабасом?"
Таким образом любую сказку достаточно лишь "подставить" под вышеуказанные типы взаимодействия персонажей, и остается только выбрать сказочную задачу.