Жанна Силаганова
Консультация «Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Мандала как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ: Цель: повышение уровня профессионального мастерства при изучении метода мандалы, как инновации; создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Публикация «Консультация „Мандала, как один из инновационных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Мандала, мандалатерапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания.
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. Именно поэтому мы решили поделиться данным методом мандалатерапии с вами уважаемые коллеги.
Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг, так и невидимый мир (центр,который сокрыт внутри нас. Само слово в переводе с санскрита обозначает «круг», «диск», «центр».
В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.
он очень серьезно изучал данное направление. и пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу. (бабушки вязали круглые коврики и салфетки)
Для психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Поэтому хочу познакомить вас с некоторыми технологиями применения мандал в деятельности педагога- психолога. Данный вид деятельности в нашем учреждении используется с детьми начиная с младшего возраста. — предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;
— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала. Самое главное это не требует практически никаких вложений.
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.
В работе с дошкольниками использовать мандалотерапию можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными и заканчивают самостоятельными.
Чем же полезны мандалы для детей? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?
1. Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
2. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально ля детей 5-7 лет и старше.
3. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
4. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством).
Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
С какого возраста можно заниматься?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
Существуют правила работы педагога с ребенком при использовании мандалы.
1. Если это мандалы - раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
5. Принцип избегания комментариев по поводу работы.
6. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
7. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камни) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. После окончания работы детям предлагается дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Время работы с одной мандалой до 30 минут. Если ребёнок не успел на одном занятии закончить мандалу, то он это делает на следующем занятии.
Творческая работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально - чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.
Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
МАСТЕР- КЛАСС
Мандула закончена, если вам её не хочется доделать.
Хорошо выполненная «мандала» - это книга, содержащая в себе большое количество информации.
Я желаю вам творческих успехов хорошего дня и благодарю за внимание!
Семинар - практикум
«Прояви свои чувства» (с использованием метода мандал).
Цель:
- объединение коллектива, свободное проявление как «случайных», спонтанных образов, так и чувств, эмоций.
Задачи:
- закрепить знания об основных эмоциях;
- снизить уровень эмоционального напряжения и тревожности;
- по новому осмыслить жизнь через эффект самовыражения;
- развивать творческий потенциал;
- релаксация.
Оборудование: пиктограммы эмоций; картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы; каштаны, камешки.
1. Организационный момент.
Ход. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы приглашаем Вас посетить поляну эмоций.
(Демонстрируются картинки с изображением эмоций, воспитатели называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).
2. Практическая работа.
Упражнение 1 «Улыбка».
Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение.
(Воспитатели становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).
Упражнение 2 «Угадай эмоцию».
Воспитатели берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.
Упражнение 3 «Мандалы».
Предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (песочные, цветочные, геометрические). Обьясняется значение слова «мандала».
Упражнение 4 «Слушание мандал».
Дети удобно садятся, закрывают глаза.
Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору, используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).
Упражнение 5 «Насыпная мандала».
Воспитатели садятся полукругом, показывают свою мандалу, рассказывают о том, что они изобразил.
3. Обсуждение (рефлексия) семинара – практикума.
Анкетирование воспитателей.
«Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:
1) считаю бесполезным;
2) есть сомнения в необходимости использования;
3) есть сомнения в возможности применения;
4) есть интерес;
5) есть уверенность в его эффективности и необходимости использования
в практике;
6) затрудняюсь ответить;
7) свой ответ.
Вывод. Сегодня узнали много интересного о методе мандалы, научились ее изображать используя различный материал. Надеюсь, вам понравился семинар - практикум. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание. Используйте метод мандалы в работе с детьми.