Татьяна Кузнецова
«Малыш идёт в детский сад». Адаптация дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Малыш идёт в детский сад (из опыта работы).
Малыш приходит в ясельную группу… Первый раз в жизни он оказывается без мамы, близких ему людей в незнакомой обстановке с большим количеством сверстников (конкурентов). Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, с наименьшим ущербом для психического здоровья войти в новый мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми - в группу, где он будет жить достаточно долго?
Публикация «„Малыш идёт в детский сад“, Адаптация дошкольников» размещена в разделах
Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста даёт основание говорить о том, что наименее безболезненно привыкают к новым условиям дети, у которых есть опыт общения с незнакомыми людьми. За несколько дней до того, как ваш малыш впервые переступит порог детского сада, посетите дошкольное учреждение с целью ознакомления с режимом группы, условием и порядком пребывания детей. Познакомьтесь с воспитателем группы, расскажите ему о своём малыше : что он умеет делать, как ест, в какое время засыпает, что ему нужно для засыпания, умеет ли проситься на горшок, есть ли у ребёнка вредные привычки, на какое имя отзывается, какими игрушками любит играть, какие слова произносит. Данная вами информация поможет воспитателю быстрее понять ребёнка, найти индивидуальный подход к нему.
В нашем детском саду в первый день посещения мамы остаются со своими детьми, как правило, на два часа. В это время ребёнок рассматривает игрушки, берёт то одну, то другую, выбирает понравившуюся и играет с ней, поглядывая на маму, постепенно переводя своё внимание на играющих детей. Количество дней краткосрочного пребывания детей зависит от индивидуальных особенностей детей, от того, как он идёт на контакт с воспитателем.
В первые дни без мамы ребёнок всё время находится около воспитателя, за всем происходящим он только наблюдает. В этот период необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет хорошо и интересно. Для этого устанавливаем с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком. Помогаем малышу :
• Привыкнуть к новой обстановке;
• Как можно быстрее и легче привыкнуть к режиму дня;
• Установить правильные взаимоотношения со сверстниками (проводим совместные игры, создаём игровые ситуации, например, «поиграл- дай сверстнику).
В результате ребёнок охотно начинает ходить в группу, улыбается, радуется, когда видит воспитателя, обращается к нему за помощью, успокаивается от общения с ним.
Дети приходят разные: одни подолгу сидят или любят смотреть в окно, другие рассматривают себя в зеркале, кому-то нравится находиться рядом с воспитателем, есть дети исследователи. Мы подбираем к ним разные подходы: читаем сказки, потешки, поём песенки, предлагаем поиграть с любимыми игрушками, покататься с горки, на лошадке, машине, организуем игры, сближающие детей друг с другом и воспитателем («Поезд», «Пузырь», «Каравай», «Кто у нас хороший?», «Бегите все ко мне», «Солнышко и дождик», «Прятки», «Курочка и цыплятки», «По ровненькой дорожке» и др.).
Стараемся оформить предметно-развивающее пространство так, чтобы оно позволяло детям познавать окружающий мир, радость игры, творчества. Учитывая основные направления развития детей младшего дошкольного возраста, в нашей группе «Колобок» с помощью родителей созданы следующие центры:
• Сенсомоторный центр «Познавайка»;
• Центр физического развития «Здоровячок»;
• «Книжкин дом»;
• Многофункциональный центр ролевых игр;
• Центр ряженья и театрализации.
Совокупность избранных нами методов и приёмов даёт положительный результат. Детки достаточно безболезненно привыкают к детскому саду, спокойно расстаются с родными, а к концу адаптационного периода даже не хотят покидать группу.
Кузнецова Т. В.
Воспитатель, МБДОУ Семьянский детский сад №7 «Белоснежка».