Анна Соскова
Мальчики и Девочки. ННОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
создать условия для формирования гендерных представлений у детей подготовительной группы.
Задачи:
- расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек;
- развивать социально-коммуникативные навыки детей в построении взаимоотношений между мальчиками и девочками;
- воспитывать заботу друг о друге, сопереживание.
Оборудование и материалы:
Публикация «Мальчики и Девочки, ННОД в подготовительной группе по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
стулья для всех детей, магнитофон, разрезные карточки (девочка, девушка, женщина, бабушка, мальчик, юноша, мужчина, дедушка, два шара (надутых гелием, девочка и мальчик из шаров, музыкальная композиция Л. Боккерини «Менуэт», воздушные шары и ткань для «салюта».
Предварительная работа: разучивание стихотворений и танца.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Слышите, ребята? К нам кто-то стучится. Посмотрите, это воздушный шарик. На нём написано всего одно слово: «Присаживайтесь». Давайте выполним это задание.
(Стулья стоят полукругом, по количеству девочек. Мальчики решают уступить стулья девочкам, а себе принести другие)
II. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы! Наш шарик тянет меня к двери. Похоже у нас ещё гости.
(Вносят кукол, сделанных из воздушных шариков. Одна кукла – мальчик, вторая - девочка)
Воспитатель: Какие хорошенькие дети к нам пришли. Из чего они?
Дети: Из воздушных шариков.
Воспитатель: Как вы думаете, давно они появились на свет? Конечно, совсем недавно. Они появились сегодня утром. Дети-шарики ничего не знают о мире людей. Давайте им поможем.
Сначала надо представиться. Я – Анна Владимировна, я – женщина, я – мама, я – дочь. А вы?
(Дети представляются, воспитатель следит, чтобы они не забывали представлять себя по половому признаку: мальчики, девочки)
Воспитатель: Когда вы представлялись, то стало понятно, что среди вас есть девочки и мальчики. Расскажите нашим гостям кто такие девочки.
1 девочка:
Все девчонки – хохотушки.
Любят блеск и безделушки.
Тайны девичьи секреты,
Сериалы и конфеты.
2 девочка:
Мастерицы поболтать,
Могут до утра плясать.
Я во всём на них похожа,
Ну и что же, ну и что же!
3 девочка:
В чём-то я неповторима,
И своей красой красива.
Пусть чуть-чуть упрямая,
Всё равно – «Я самая!»…
Воспитатель: А теперь расскажите нам, пожалуйста, кто такие мальчики.
1 мальчик:
Все мальчишки – шалунишки!
Любят спорт и военные книжки.
Машины, солдатиков,
Конструктор и фишки.
2 мальчик:
Любят строить и в «войнушку» играть,
Могут с папой подолгу читать.
Я во всём на них похож,
Ну и что же, ну и что ж!
3 мальчик:
В чём-то я неповторим!
Мужественен, красив, строптив.
Пусть чуть-чуть упрямый,
Всё равно я – самый!
Воспитатель: Из ваших стихов стало понятно, что девочки и мальчики отличаются. Чем?
(Дети называют отличия между мальчиками и девочками по внешнему виду: причёска, одежда, использование украшений и т. д. ; физиологические особенности: строение тела, описание фигуры, голос и т. д. ; игровая деятельность; имена: мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества.)
Воспитатель: Мы можем определить кто из наших гостей девочка, а кто мальчик?
(Дети определяют, объясняя свой выбор)
Воспитатель: Теперь нашим гостям не хватает имени.
(Дети называют воздушных кукол)
Воспитатель: Наших гостей зовут Ваня и Маша. Вы сказали, что и игры у мальчиков и девочек отличаются. А как вы думаете, во что любят играть дети-шарики?
(Дети выдвигают предположения и решают, что гости любят играть в шарики)
Воспитатель: Сейчас мы для них надуем шарики.
Дыхательная гимнастика «Надуй и спусти шарик».
(Дети встают врассыпную. «Дуем» в шарик, руками показывая как он увеличивается. Потом шарик сдувается со звуком «с», долго выдыхаем.)
Воспитатель: Игрушки у мальчиков и девочек разные, и сами игры тоже. Посмотрите к нам прилетел ещё один шарик и на нём задание: «Закончи предложение».
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только …
Болты, шурупы, шестерёнки
Найдёшь в кармане у …
Коньки на льду чертили стрелочки,
В хоккей с утра играли…
Болтали час, без передышки,
В цветастых платьицах…
При всех померится силёнкой,
Конечно, любят лишь…
Боятся темноты трусишки
Все, как один, одни…
Шёлк, кружева, и в кольцах пальчики.
Выходят на прогулку…
Воспитатель: Маше и Ване стало понятно, в чём и здесь отличие. Наши гости, скорее всего, никогда не изменятся. А вот вы будете расти и меняться. А разобраться в этом нам помогут разрезные картинки. Мы разобьёмся на пары и соберём их.
(Дети разбиваются на пары и составляют картинки, которые лежат на столах, вдоль стены. Кто справился раньше, помогает отстающим.)
Воспитатель: Все картинки собраны. Давайте их рассмотрим.
Гимнастика для глаз.
(Дети выполняют движения согласно тексту стихотворения)
Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедишься ты сейчас.
Воспитатель: Кого же мы видим на наших картинках?
(Дети рассматривают картинки в порядке взросления:
девочка – девушка – женщина – бабушка
мальчик – юноша – мужчина – дедушка
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь на стульчики.
Девочки, а какими бы вы хотели видеть наших мальчиков?
(Мальчики должны быть умными и деловыми; мальчик должен быть крепким, заниматься спортом; нам нравятся воспитанные ребята, которые уступят в транспорте место; а мне нравятся культурные мальчики, которые не сядут за стол раньше девочек и т. д.)
Воспитатель: Мальчики, как вы думаете, какой должна быть девочка? Как она должна себя вести?
(В девочке должно всё нравится, она должна быть опрятной и аккуратной; девочка должна красиво одеваться и делать хорошую причёску; девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мальчиков; каждая девочка – это будущая хозяйка.)
Воспитатель: Вот вы сказали, что «мальчики должны защищать девочек». Защищать – это, наверное, с кем-нибудь драться!
(Нет. Помочь подняться девочке, если она упала; найти на прогулке рукавичку, чтобы у неё не замёрзли руки; пропустить в дверях.)
Воспитатель: Девочки наши изящные и грациозные, а мальчики помогают им быть такими.
(Мальчики приглашают девочек на танец. Пары танцуют менуэт. Мальчики провожают девочек на стульчики.)
III.Заключительная часть.
Сегодня мы познакомились с новыми друзьями. О чём мы им рассказали?
(О том, что люди делятся на мальчиков и девочек; чем отличаются мальчики и девочки; как они изменяются, когда взрослеют)
Воспитатель: Но мы все: и мальчики, и девочки любим дружить. Сейчас мы станем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и поделимся друг с другом добротой.
(Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Воспитатель, в ткани, выносит шары.)
Воспитатель: Открывайте глаза.
(На детей летит салют из шариков. Звучит музыка.)