Симоненко Светлана Сергеевна
Формирования связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
Актуальность
Сегодня практическая деятельность показывает все большее количество детей с общим недоразвитием речи, с каждым годом их число возрастает, следовательно, проблема формирования связной речи требует решения данной проблемы.
В современные дни присутствует недостаточность методического обеспечения логопедической работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Формирования связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Организация речевого развития детей дошкольного возраста является одной из острых и актуальных проблем в современном социуме.
Общее недоразвитие речи как термин появился во второй половине XX века. Термин был введен в употребление основоположником дошкольной логопедии в России Розой Евгеньевной Левиной и коллективов научных сотрудников НИИ дефектологии Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Г. И. Жаренковой. [34].
Общее недоразвитие речи у детей с сохранным слухом и интеллектом проявляется в виде специфической речевой аномалии, что приводит к нарушениями или отклонениям от нормы формирования главных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Типичное отклонение считается смысловая и произносительная сторону речи. Речевые отклонения у дошкольников могут видоизменяться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с очевидными проявлениями лексико–грамматического и фонетико–фонематического недоразвития. В связи с этим принято условно делить речь на уровни развития, где общим будет являться выраженное отставание в появлении активной речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, недостаточное развитие звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень данных отклонений различна [18].
Общее недоразвитие речи у детей может проявляться в различной степени: может быть полное отсутствие речи и, в лучшем случае, незначительные отклонения в развитии. Учитывая степень не сформированности речи Р. Е. Левина выделяет три уровня недоразвития речи : I, II, III, IV уровни [34].
На III уровне речевого недоразвития разговорная речь детей приобретает более развернутый характер, отсутствует грубое отклонение в развитии фонетико–фонематической и лексико–грамматической сторон речи. Присутствующие нарушения речи детей затрагивают в основном сложные речевые единицы.
В общих чертах, в речи данной категории детей можно наблюдать замены слов, близких по значению, аграмматические фразы, искажение звуко–слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный и пассивный словари детей заметно увеличивается за счет существительных и глаголов. В процессе общения часто имеет место быть неточное применение слов, вследствие чего появляются замены слов на другие.
Дети третьего уровня речевого развития употребляют в речи простые предложения. При использовании сложных предложений, выражающие временные, пространственные, причинно–следственные отношения, присутствуют значительные нарушения. Характерные ошибки, сделанные детьми этого уровня, проявляются в нарушении словоизменения. В речи детей наблюдаются еще больше ошибок согласования слов, их управления.
Более распространенные считаются ошибки в неправильном употреблении некоторых форм существительных имеющих множественное число, смещение окончания существительного мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончания существительного среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода, склонение имени существительного среднего рода как существительного женского рода, неправильное падежное окончание слов женского рода с основой на мягкий согласный, ошибочное ударение в слове, нарушение различий типов глаголов, неверное согласование существительных и прилагательных, особенно в среднем роде [34].
На данном уровне речевого развития можно наблюдать нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Произносительная сторона речи детей, находящиеся на данном уровне речевого развития, заметно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанное, размытое произношения простых звуков по артикуляции. Присутствуют нарушения произношения некоторых сложных звуков по артикуляции. Слоговая структура слов проговаривается правильно, однако имеет место быть искажениям звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных. Фонематическая сторона речи характеризуется отставанием и находит проявление в сложности овладения чтением и письмом.
Речь 6–7 летних дошкольников изучали долгие годы, это позволило установить, что можно выделять еще одну категорию детей, которая находится за пределами описанных ранее уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) – не резко выраженное недоразвитие речи [76].
У таких детей можно обнаружить небольшие нарушения всех компонентов языка. Часто они проявляются при детальном обследовании, выполняя специальные подобранные задания.
Эти дети производят впечатление нормально развивающегося ребенка, у них невыраженные нарушения звукопроизношения. Обычно, имеет место только недостаточная дифференциация звуков. Характерным своеобразным нарушением слоговой структуры является то, что при понимании значения слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ и, как правило, прослеживается искажение звуковой наполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. В редких случаях – опускание слогов, добавление звуков и слогов [76].
Недостаточно внятная, выразительная, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление смазанной речи. Незаконченное развитие звуко–слоговой структуры, смешивание звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. [75].
Вместе с недостатками фонетико–фонематической стороны речи у таких детей обнаружены и отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Обладая определенным запасом слов, которые обозначают разные профессии, дети затрудняются при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода. Затруднения также вызывают и образования слов с помощью суффиксов. Неизменяемыми остаются ошибки употребления: существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами единичности, прилагательных, образованных от существительных, прилагательных с суффиксами, которые характеризуют эмоционально–волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных волчий [75].
Все виды рассказывания почти недоступны данной категории детей. Обычно, они не могут уловить главный смысл, не понимают логику изложения, из–за ограниченного словарного запаса дети не могут подобрать подходящие по смыслу в конкретной ситуации слова. Вся речь сводится к тому, что ребенку нужно задавать много наводящих вопросов, при этом ребенок может отвлечься от темы и переключиться на другую, не связаннуюсзаданнойтемой. Словарьтакихдетейноситситуативныйхарактер. Обычно, в потоке речи происходит подмена понятий.
Важно давать ребенку возможность рассуждать, выстраивать логические связи, делать выводы, умозаключения. Обязательно включать новые слова в активный словарь ребенка, включать их в его речь.
Связная речь также неотделима от звуковой стороны и культуры речи : интонация, дикция, темп. Все эти стороны речи помогут ребенку избежать в его связной речи монотонности, неразборчивой речи. От всех тех показателей зависит то, насколько будет выразительным высказывание ребенка.
Таким образом, речь дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными лексико–грамматическими и фонетико–фонематическими ошибками. Большая часть видов рассказывания остается недоступной данной категории детей. Дети не могут уловить замысел рассказа, не понимают логику изложения Словарь таких детей носит ситуативный характер. Обычно, в потоке речи происходит подмена понятий