Людмила Иванова
Сюжетно-ролевые игры дошкольников с использованием музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Современные ориентиры в развитии системы дошкольного образования определены федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых выступает игра. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как основной ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и средство их воспитания.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры дошкольников с использованием музыки» размещена в разделах
Среди видового разнообразия игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра. Сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы.
Немаловажное место в этом ряду должны занимать сюжетно-ролевые игры с использованием музыки.
К сожалению в практике работы в ДОУ игры с использованием музыки не находят достаточного места в работе педагога. Отсутствие музыкальной подготовки у воспитателей, нежелание проводить такие игры, отсутствие помощи музыкального руководителя, пассивная роль музыкального руководителя в организации помощи воспитателю и непосредственного участия в подобных играх, объясняющего отсутствием времени; недостаток методических пособий с разнообразной музыкальной тематикой сюжетно-ролевых игр, методического инструментария активизации таких игр, отсутствие или недостаток технических средств в группе, детских музыкальных игрушек, наглядности, атрибутов к играм. Все это затрудняет возможность использовать музыкальные сюжетно-ролевые игры как средство музыкального развития ребенка.
Условиями овладения детьми самостоятельной музыкально-игровой деятельностью являются:
1. Обогащение детей знаниями, впечатлениями в процессе организации НОД (слушание музыки, освоение певческого, музыкально-ритмического, инструментального материала в процессе музыкальных занятий; комплексные занятия); беседы с детьми о музыке, о роли музыкального руководителя, учителя музыки, музыкальных профессиях; инсценировка песен, музыкальных произведений, праздники и развлечения, музыкально-дидактические игры, использование ТСО, ИКТ (видеозаписи, мультимедиа, Интернет, музыкально-обучающие игры); встречи с людьми музыкальных профессий (пример, проекты, концерт детей музыкальной школы, филармонии, экскурсии сотрудников ДОО с детьми в музыкальную школу, театр, на концерт, выступление на конкурсах, работа с родителями (посещение родителей и детей в филармонии, театров, концертов, участие в праздниках) и т. д.
2. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.
3. Активное участие воспитателя и музыкального руководителя должны принимать в сюжетно-ролевых играх детей (играть вместе с детьми).
В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным. Возбуждение интереса, предложение, напоминание, совет, собственное исполнение музыкального репертуара, координация взаимоотношений детей, подбор игрового материала, беседа-разговор по поводу замысла игры, поручения, вопросы, разъяснении, использование иллюстрированного материала, изготовление атрибутов для игры, элементов костюма, и др. – вот те методические приемы, способствующие становлению и развитию сюжетно-ролевой игры как творческой деятельности. Детям можно задать следующие вопросы:
- Какие обязанности выполняет музыкальный руководитель (воспитатель) на музыкальном занятии (игра «Музыкальное занятие»?
- Какие уроки можно проводить в «музыкальной школе? Какие домашние музыкальные задания будут выполнять «ученики»? (игра «Школа искусств2 или «Музыкальная школа»).
- Роли каких музыкальных профессий понадобятся нам в игре?
- Кто будет дирижером (музыкантом оркестра, актером костюмером, контролером, кассиром? Как будем озвучивать спектакль? (голос, ДМИ, самодельные игрушки-инструменты, ТСО) (Игра «Музыкальный театр»).
- Какие музыкальные номера нам нужны для съемки музыкального фильма (ролика? («Музыкальный фильм»).
- Кто будет художником мастерской по изготовлению музыкальных инструментов? (игра «Мастерская или фабрика музыкальных инструментов»).
- Какую роль вы предложите мне?
4. Организация и своевременное изменение музыкальной предметно-игровой среды (подбор соответствующего игрового материала, изготовление самодельных музыкальных инструментов и пособий.
5. Повышение квалификации педагогов в вопросах музыкально-игровой деятельности (проведение педсоветов, консультаций для воспитателей, открытых просмотров по данной проблеме).
Тематика сюжетно-ролевых игр с использованием музыки может быть следующая: музыкальное занятие в детском саду, музыкальная школа, оркестр, концерт, музыкальный магазин, музыкальный театр, день рождения, детское Евровидение, дискотека, композиторы, музыкальная библиотека, музыкальная почта, музыкальное путешествие, музыкальное шоу, музыкальный зоопарк, путешествие с героями любимых песен, съемка музыкального фильма, танцевальная студия, угадай мелодию, мастерская (фабрика) музыкальных инструментов и т. д.