Лушникова Марина Валентиновна
Родительское собрание «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое родительское собрание на тему «Сюжетно - ролевые игры
в экологическом воспитании дошкольников»
Цель: Повысить уровень компетенции родителей в экологическом воспитании детей.
Форма проведения: устный журнал
Повестка дня:
1 страница: Интегрированное занятие «Путешествие на родину картофеля».
Публикация «Родительское собрание „Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2 страница: Консультация для родителей «Сюжетно - ролевые игры
в экологическом воспитании дошкольников»
3 страница: разное
Примерный текст выступления педагога
Тема: «Путешествие на родину картофеля».
Программные задачи.
Образовательные: дать представление детям о потребности растения в свете, тепле и влаге; познакомить с историей картофеля. Учить детей выражать свои мысли. Расширять представления детей о работе экологов исследователей.
Развивающие: Развивать представления детей о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу; развивать познавательный интерес.
Воспитательные : воспитание любви и бережного отношения к родной природе; поощрять желание трудиться вместе со сверстниками, соотносить свои действия с действиями других.
Игровые цели: Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с сюжетом; развивать умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, учить моделировать игровой диалог.
Оборудование: Клубни картофеля. Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады, необходимые инструменты. Схема строения растения, фазы роста растения.
Содержание:
1. Организационный момент.
Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.
Воспитатель : Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, а в ней письмо. Как вы думаете от кого? (ответы детей)
А посылка ребята пришла от Незнайки. Незнайка написал нам письмо. Давайте мы с вами прочитаем это письмо. А хотите узнать тайну этой посылки.
Тогда отгадайте загадку:
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)
Воспитатель открывает коробку, показывает клубни и раздает, предлагает их рассмотреть.
Дети рассматривают.
Посмотрите какого цвета картошка? Какой формы? А что еще есть у картошки?
А вы хотите помочь Незнайке? (ответы детей)
Тогда нам нужно с вами отправиться в путешествие. Согласны?
А полетим мы с вами на самолёте, я сегодня буду вашим экскурсоводом и стюардессой на этом самолете. Внимание, внимание самолет рейсом на родину картофеля отправляется. Усаживайтесь по удобнее пристегните ремни. К взлету готовы. А пока мы будем лететь, я расскажу вам «Как картошка появилась в России».
». У обычного картофельного клубня длинная и непростая история. Родина картофеля - Южная Америка. В Перу, на склонах Анд, и сейчас можно встретить множество видов дикого картофеля, некоторые виды растут даже у самой границы вечных снегов и обладают завидной морозоустойчивостью.
Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Потом на морских кораблях это растение привезли в Западную Европу, а оттуда оно попало в Россию. Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Богатые дамы украшали своё платье и прическу картофельными цветами.
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом. Картофель по праву называют вторым хлебом. Он отличается не только вкусовыми качествами, но и высокой пищевой ценностью, хорошо усваивается организмом. Клетчатка картофеля не раздражает слизистую оболочку желудка и кишечника, поэтому разваренный картофель разрешается, есть в период обострения некоторых заболеваний желудка и кишечника. Картофель содержит необходимый организму витамин С и другие витамины Е, Д, Р и витамины группы В. Картофель используют и в медицине при разных заболеваниях.
В давние времена, когда некоторые крестьяне по незнанию пытались вместо клубней употреблять в пищу цветки картофеля, часто случались отравления. В цветках картофеля очень много соланина, а в клубнях его во много раз меньше. В больших дозах он вреден для организма, а в малых оказывает полезное действие.
Из картофеля можно приготовить много разных блюд. А вот какие блюда можно приготовить вы спросите дома у родителей. Это будет ваше домашнее задание. Мы с вами соберем книгу кулинарных рецептов.
С тех пор, как это растение выращивают в нашей стране, учёные придумали много разных сортов картофеля. Клубни отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!
Ну вот пока я вам рассказывала мы уже прилетели.
Физминутка.
Давайте рассмотрим картинки с картофелем. Что можно употреблять в пищу?
А как вы думаете, что будет с этим клубнем, если мы его посадим в землю?
( рассматривают картинку со строением: клубни, корни, стебель, листья, цветы)
Воспитатель : Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).
Я вам предлагаю вырастить картошку у нас на подоконнике. Согласны?
Переходят к столу. Садят клубни картофеля и делают зарисовки для дальнейшего наблюдения.
Ну вот наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы заберем нашу рассаду к себе в сад и поставим на подоконник для наблюдения, а каждые изменения будем заносить в наш дневник наблюдений, а потом наши наблюдения отправим незнайке.
Занимаем места в самолёте, прошу пристегнуть ремни, наш самолет отправляется обратно в детский сад.
А пока мы будем лететь до дома, вы мне расскажите, где мы сегодня были? Что узнали интересного? Что необходимо для посадки картофеля?
Ну вот мы и дома. Не забудьте про домашнее задание.
Консультация для родителей :
В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников. Ее формы, методы и содержание позволяет сформировать у детей зачатки экономической культуры. Число таких методов можно отнести игру. Главной ее функцией - развивающая, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка, влияет на умственную активность, творческие способности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования представления о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники усваивают новый материал. А владение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к растительному и животному миру, выработке позитивного отношения к окружающему, положительных чувств и эмоций. Использование элементов сюжетно-ролевой игры в обучении детей формируют у них осознанное отношение к растениям, животным и людям как частям природы, а также к материалам природного происхождения и предметам, изготовленного из них.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально
организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и
взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми,
имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой
обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных
событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо
знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;
- игру проводит воспитатель : объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии и с сюжетом;
воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Исследованиями выявлено З типа игровых обучающихся ситуаций: ИОС с игрушками аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС - путешествия.
С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.
Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры бывают :
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры : формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
И, наконец, никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относится к животным и растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.
И дома, чтобы поднять настроение, доставить детям радость, можно устраивать праздники. Не просто заставлять детей выполнять какое-то неинтересное поручение, а играть с ним, ведь игра – основной вид деятельности дошкольника. «Упражнения для добрых волшебников» – такие поручения дети выполняют намного охотнее и более тщательно.
В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании детей.