Екатерина Земляных
Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика (Слайд 2, включающая две культурные формы игры : сюжетная игра и игра с правилами, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Публикация «Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста, Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
Среди множества культурных практик они занимают особое место, им присущи (СЛАЙД 3) следующие специфические характеристики:
– свободный выбор и необязательность;
– внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности;
– обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем
(СЛАЙД 4) Центральной характеристикой сюжетной игры, является наличие воображаемой ситуации (сюжета, которая и определяет смысл и содержание деятельности. В процессе игры дети учатся выстраивать связный сюжет, а взрослые передают им способы его построения. В результате, к концу дошкольного возраста ребенок овладевает данной культурной практикой во всей полноте и разнообразии.
(СЛАЙД 5) В сюжетной игре происходит развитие воображения ребенка, его способности понимать другого, улавливать смыслы человеческой деятельности. В этом заключается развивающее значение сюжетной игры. Включение сюжетно-ролевых игр с использованием LEGO-конструктора помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
В процессе сюжетно-ролевых игр с применением LEGO-конструктора, успешно идет развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, (СЛАЙД 6) т. к. LEGO- конструирование гармонично сочетает конструирование и сюжетную игру.
(СЛАЙД 7) Рассмотрим сюжетно-ролевые игры как средство формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с использованием лего-конструктора. Как же организованная работа по математическому развитию детей в сюжетно – ролевых играх будет способствовать повышению уровня математического развития детей? В этом нам поможет насыщенная, разнообразная предметная среда, которую можно создать для каждой сюжетно-ролевой игры. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры, они получают удовольствие от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.
Такая игра, как
(СДЛАЙД 8) Семья.
Кукольная мебель. Эти атрибуты помогут формированию представлений о цвете, размере и форме. Можно посчитать, сколько кукол посадили за стол и сколько нужно для них стульчиков, сколько не хватает и т. д. Вариантов таких алгоритмов этой игры можно составить великое множество, что очень разнообразит игру и поможет ребенку закрепить представления о цвете, форме, размере, способствует развитию логического мышления.
(СДЛАЙД 9)Поездка на транспорте.
Дети с удовольствием трансформируют окружающую среду для своих игр. И вот уже построили автобус (поезд, троллейбус и т. д.) Формированию математических понятий в таких играх помогут «билеты» с изображением геометрических фигур разных цветов, «деньги» для покупки билетов (счёт).
(СДЛАЙД 10)Строитель.
Различные виды конструкторов, (СДЛАЙД 11) макеты домов, чертежи домов, схемы построек способствуют формированию знаний об объемных геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятий «справа — слева-вверху-внизу». (СДЛАЙД 12)Совершенствуется счё т: дети при рассматривании схем считают, сколько нужно деталей конструктора. Также важно, чтобы у детей была возможность зарисовывать свои собственные постройки.
(СДЛАЙД 13)Магазин.
Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. С помощью «денег» для покупок ребенок закрепляет состав числа, счёт. Лего детали могут стать любым атрибутом при этом закрепляются форма, размер, умение сравнивать, группировать. С помощью весов дети усваивают понятие веса, учатся сравнивать предметы (тяжёлый — лёгкий, использовать меры веса.
(СДЛАЙД 14) Центральной характеристикой игры с правилами является сопоставление действий играющих, а в результате, выигрыш, превосходство в борьбе. Такая игра всегда носит совместный характер, содержит общие для всех правила и ряд последовательных циклов.
(СДЛАЙД 15) Развивающее значение игры с правилами заключается в становлении у ребенка нормативной регуляции поведения, в развитии мотивации достижения и стремления к волевому усилию.
Игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства.
(СДЛАЙД 16) В возрасте 2–4 года ребенок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4–5 лет у него появляется представление о выигрыше, и в возрасте 6–7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договоренности с другими играющими.
(СДЛАЙД 17) Рассмотрим игры с правилами как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников с использованием лего-конструктора.
(СДЛАЙД 18) ЛЕГО-ШАШКИ
С мегатоннами деталей лего можно организовать шашки. Занятие на весь день - ведь надо сначала собрать шахматное поле. Вместо обычных круглых шашек, используются кубики Лего, при установке второго кубика на первый – будет обозначением дамки.
(СДЛАЙД 19) ЛАБИРИНТ ИЗ ЛЕГО
Один из самых простых способов построить лабиринт – выложить его из деталей конструктора лего (крупных). Чтобы стенки были прочнее, нужно выкладывать их в два уровня. Вторым рядом скрепляйте первый. Можно положить на просторах лабиринта маленькие сюрпризы для странников, а на финише приз побольше. Зачем нужен такой лабиринт? Да просто для развлечения, развития координации, ведь можно по лабиринту не только ходить, но и мячик по нему катить.
(СДЛАЙД 20) Крестики – нолики из Лего
Все знают, как играть в крестики-нолики. В них можно играть везде и с чем угодно. Вариант с лего наверняка понравится детям. Нужно на лего-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких лего-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!
Лего-лото (СДЛАЙД 21)
Вначале эта игра выступает как дидактическая игра, а затем переходит в (СДЛАЙД 22)
Математическое Лего-лото. Все знают игру Лото, но в таком виде его ещё никто не видел. Яркие карточки с цифрами, а бочонки заменили Лего-кубиками. Чтобы победить — надо быстрее всех собрать свою цифру!
(СДЛАЙД 23)
С помощью набора «Математическое Лего-лото» ребё нок узнает:
• формы и цвета;
• сравнение и счёт;
• порядок действий;
• командную игру;
• расширит свой словарный запас.
Собирать цифры из LEGO теперь ещё интереснее! Достаём кубик и смотрим, где же его место.
(СДЛАЙД 24)
Игра поможет ребенку:
• закрепить устный счёт;
• развить наблюдательность;
• запомнить цвета;
• быстро узнавать нужную деталь на рисунке.
(СДЛАЙД 25) Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Игры с лего конструктором помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
(СДЛАЙД 26) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!