Наталья Сейбель
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сейбель Н. А. учитель – логопед, Гончарова Е. А. музыкальный руководитель.
МБДОУ «Д/с «Аленький цветочек», г. Абакан
Аннотация
В данной статье представлена такая система работы, которая исправляет нарушенные речевые функции, развивает функциональные системы ребенка, является профилактикой проявлений неречевых симптомов при речевой патологии. Практическая значимость данной идеи – внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. Она отличается от традиционной системы тем, что основным коррекционным фактором здесь является двигательная активность.
Публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова
Коррекция речи, здоровьесберегающие технологии, дети с общим недоразвитием речи, логоритмика.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
В настоящее время организация коррекционно – развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении невозможна без внедрения современных здоровьесберегающих технологий. Основа этих технологий выражается в организации личностно ориентированного образовательного процесса и реализации новых форм и методов, интегративных качеств личности дошкольника, имеющего те или иные нарушения в развитии.
Специалисты склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально – волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно – моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений.
Особым видом работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Жак-Далькроз Э., 1922; Волкова Г. А., 1985; Гринер В. А. 1958). В результате соединения речи с движением, создаются устойчивые связи труднодифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляторного аппарата (Бернштейн Н. А., 1991).
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.
Возникает необходимость решения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различным по механизму.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов.
В своей работе используем дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Система музыкально – коррекционной работы включает в себя следующие здоровьесберегающие технологии : упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой; артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного; оздоровительные и фонопедические упражнения Емельянова, М. Картушиной; игровой массаж А. Уманской, М. Картушиной; речевые игры Т. Боровик и Т. Тютюнниковой; музыкотерапия Н. Ефименко.
Совместное решение задач музыкального и коррекционного воспитания, позволяет нам как можно шире и интереснее рассказать детям о пользе здорового образа жизни.
Развитие чувства ритма и координации речи с движением обычно бывает наиболее сложной задачей. Необходимо помнить, что залогом четкой артикуляции является активное, а не пассивное выполнение движений. Нельзя также забывать о том, что самое главное при выполнении речевых игр - это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе, чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).
Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы, как у детей с речевыми проблемами, так у детей с нарушением двигательной сферы. Занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр, создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в процессе.
Использование нами логоритмических занятий позволило расширить не только познавательный интерес, но и познавательное общение детей, усовершенствовать навык ведения диалога, умение творчески исполнять роли, импровизировать в играх, выполнять упражнения под музыку, появилась пластичность, плавность и ритмичность движений детей с нарушениями речи.
Внедряя эффективные технологии здоровьясбережения, мы комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, а так же подготовки его к школе.
Библиографический список
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2009. -208с.
2. Коррекционно – развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи /авт. сост. С. Ф. Рыжова. – Волгоград: Учитель,2013. -124с.
3. Овчинникаова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. : КАРО,2009. – 64с.
4. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт. сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель,2011. -204с.