Анна Самохвалова
Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления различных речевых нарушений и задержки психического развития (ЗПР). Для коррекции моторных функций у дошкольников с ЗПР требуется дифференцированная организация занятий логопедической ритмикой. Музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с лечебной целью. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка. Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Она получила во многих странах широкое применение, особенно в области дошкольного и младшего школьного образования. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов, а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
Публикация «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т. д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.
Цели и задачи:
Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.
К ее основным функциям относятся:
развитие мелкой и общей моторики; развитие правильной координации;
выработка правильного дыхания; выработка темпа речи;
развитие речевой памяти; развитие слуховой функции;
укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие сенсорики;
улучшение равновесия; формирование правильной осанки и походки.
Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с детьми. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.
Детям с ЗПР трудно даются многие движения, например, такие как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. При этом у детей с ЗПР наблюдается речевое недоразвитие помимо недостаточности высших психических функций.
Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Поэтому логопедическая ритмика для дошкольников ЗПР совершенно необходима.
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе, как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией, посредством системы движений в сочетании с музыкой, словом. Г. А. Волкова рекомендует использовать в логопедической работе с детьми по коррекции речевых и неречевых функций следующие средства логопедической ритмики :
- вводные упражнения;
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- счетные упражнения;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игру на музыкальных инструментах;
- музыкальную самостоятельную деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
- заключительные упражнения.
Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.