Алена Пуртова
Логоритмика для развития речи детей дошкольного возраста
Логоритмика для детей – это игровой метод работы с детьми, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные методы.
При помощи логоритмики повышается :
• ловкость, совершенствуется крупная и мелкая моторика;
• ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;
• улучшается мимика, интонация и темп речи;
• развивается активность артикуляционного аппарата, улучшается общее звучание речи;
Публикация «Логоритмика для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• раскрываются творческие возможности ребенка, учатся подражать, изображать разные эмоции;
Упражнения на развитие моторики, ритмичных движений
Динамические упражнения на развитие чувства ритма :
Ти-ти-ти — куда же нам пойти? (Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.)
Ать-ать-ать — в лес отправимся гулять. (Шлепки ладонями по коленям.)
Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать. (Перетопы ногами.)
«Прогулка»
Раз-два-три, раз-два-три —
По дорожке мы пошли. (Шаг марша).
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв. (Ходьба «змейкой».)
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед.)
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей. (Ходьба на носках, руки — в стороны.)
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.
Лес осенний увидали
И к нему все побежали. (Бег по кругу.)
Посмотрела на бегу.
Кто пасется на лугу.
«Мы идем та-та-та…»
Мы идем: та-та-та. (Обычная ходьба.)
Мы поем: ля-ля-ля. (Ходьба на носках.)
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).)
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.)
Раз, два, три — выросли цветы. (Медленно вставать из положения сидя.)
К солнцу потянулись высоко, высоко! (Поднять вверх руки, потянуться.)
Цветам тепло и хорошо! (Обмахивать лицо руками.)
«Сапожки»
(выполнение движений по тексту)
Папа в сапожищах:
Топ-топ-топ!
Мамочка в сапожках:
Шлёп-шлёп.
А я, детка, крошка,
В маленьких сапожках
Быстро по дорожке:
Топ-топ-топ-топ!
«Во сыром бору елонька…»
Во сыром бору елонька,
(Встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть
развести в стороны).
Под елонькой травонька.
(Наклонившись и расставив ноги пошире, «гладить травку» из стороны в сторону).
На травоньке тропонька,
По тропоньке идет Катенька,
(Взяться за руки, образуя круг, и двигаться хороводным шагом).
По ельничкам, по березничкам,
(Топающий шаг по кругу).
По часту леску, по орешнику.
«Ежик и барабан»
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!
На слова «Бум-бум-бум!» ребенок равномерно ударяет ладонями по коленям.
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами.
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
«Карусели»
Мы на карусели сели.
Ребенок встает в парус родителем. Взявшись за руки, кружатся.
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели,
Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом — наоборот.
Вниз летели.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка.
Встают прыжком.
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке,
Скачут на двух ногах.
Упражнения на укрепление мышечного тонуса;
«Лягушата»
(Родитель помогает ребенку в выполнении движений, соответствующих тексту)
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»
«Рукавицы»
(Массаж ребенку выполняют родители)
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
(Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.)
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
(Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках — да-да-да! —
(Потереть ладони друг о друга.)
Не замерзнем никогда!
— А у нас есть валенки, —
Отвечали Заиньки. —
Что нам вьюга да метель?.
Хочешь, Мишенька, примерь.
Массаж спины «Дождь»
Ребенок садится спиной к родителям, которые выполняют движения:
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. (Хлопки ладонями по спине.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. (Поколачивание кулачками.)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. (Постукивание пальчиками.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживание спины ладошками.)
Развитие диафрагмального дыхания;
«Шарик»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп!
Ф-Ф-Ф!
(положить руки на живот и делать через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Необходимы усилия для того, чтобы воздух выходил равномерно.)
«Подуй на пальцы»
Ребенок складывает пальцы в щепоть, подносит их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дует на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Аромат цветов»
Ребенок через нос делает спокойный вдох, задерживает дыхание и продолжительно выдыхает, произнося «А-ах!».
Развитие голоса, интонационной выразительности
«Птичий двор»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!», (тихо-громко)
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!» (тихо-громко)
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!», (тихо-громко)
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» (громко)
Упражнение на развитие интонационной выразительности «Лягушки и кукушки»
(По ходу чтения изменяется высота голоса)
Ква, ква - урчат лягушки. (произносится низким голосом)
Ку – ку- кричит кукушка. (произносится высоким голосом)
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом,
Ку – ку (произносим высоким голосом).
Ква –ква (произносим низким голосом,
Ку – ку (произносим высоким голосом).
Развитие артикуляционной моторики;
Раз-два-три-четыре-пять
Будем с Рыжиком гулять!
Раз-два-три-четыре
Рот откроем мы пошире.
(широко раскрыть рот);
Пожевали,
(жевательные движения);
Постучали
(постучать зубами);
И с котенком побежали.
(Движение языком вперед-назад);
Кот снежинки ртом ловил,
(ловить ртом воображаемые снежинки);
Влево, вправо он ходил.
(движение языком вправо-влево);
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки.
(закрыть ладошками глаза, спрятаться).
Упражнение «Сытый хомячок»
Надуть обе щеки
Упражнение «Мишка хочет спать».
(ребенок укладывает Мишку, произносит «Бай)
Напоили мишку чаем,
А теперь его качаем,
Спать пора, засыпай.
«Бай-бай-бай!»
Упражнение «Ладушки»
Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и
одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.
Ой, ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили
(поверните руки ладонями вверх,
Остывать заставили (подуйте на ладони).