Вашко Татьяна
Логопедия и православие: история и современность.
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово, пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи» .Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек (индивидуум, страдающий нарушением речи.
Этапы развития логопедии :
I этап - античность – 18 век
II этап - 18 в – 3-я четверть 19 в
III этап - 3-я четверть 19 в – 50 г. г. 20 в
IV этап - 50 годы 20 в – до настоящего времени
Публикация «Логопедия и православие: история и современность,» размещена в разделах
I этап развития логопедии
Изучая литературу Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Индия, Китай (4–2 тыс. до н. э., Греция (5–4 в. до н. э., Римская империя (2 в. до н. э. – 2 в. н. э.)) следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах и приемах их устранения:
-потеря слуха, контроля за движением рук, ног;
-внезапные потери речи, немота (с сохранным слухом); глухота (с сохранной речью, глухонемота;
-расщелины губы, неба;
-заикание, косноязычие;
-умственная отсталость.
В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно. Интересна версия о причине его заикания:
«Дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его. Фараон взял его к себе на колени и возложил на голову свою корону. Моисей сорвал и стал издеваться над ней. Советник фараона увидел плохое предзнаменование, советовал умертвить его. Но один советник заступился. Посоветовал показать золото и горящие угли, что он выберет. Моисей, естественно, хотел выбрать золото, что его бы погубило, спас ангел, который направил его руку к углям. Моисей потянулся к углям и поднес их ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить».
Кроме того, есть описание «чудесных исцелений» расстройств речи Пророками. Так, в «Библии» описывается чудотворная деятельность Иисуса, к которому приводили для исцеления всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, бесноватых, лунатиков, расслабленных, и он исцелял их. «И вот привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: еффаоа, т. е. «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».
Обозначение дефектов речи в Древней Руси (9 – 16 в. в.) :
1. Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи;
2. Косноглаголевый, косноязычен – нескоро говорящий, говорящий с трудом.
3. Гугнивый – невнятная, трудная речь.
4. Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.
5. Травливый – видимо, порченый.
6. Фафлю – шепелявить.
7. Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту.
8. Заякливый – заикающийся.
9. Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»)и др.
Приемы устранения нарушений речи у древних славян. Лечебники-травники
В приемах устранения нарушений речи существовали элементы народной медицины, пришедшие из Византии
В лечебниках – травниках есть указания, как лечить расстройства слуха, голоса, артикуляторной моторики, немоты, заикания.
пришедшие из Византии
В лечебниках – травниках есть указания, как лечить расстройства слуха, голоса, артикуляторной моторики, немоты, заикания.
Например: для улучшения слуха – закапывать в ухо желчь вороны, молоко собаки и т. д.
При расстройствах голоса – пить наливки мака, при слюнотечении – раствор фигового дерева и др.
II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в)
Формируется предмет и методы изучения речевой патологии.
Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – подчеркивал необходимость воспитания чистой в звуковом отношении речи. «Дети должны правильно говорить на родном языке, т. е. отчетливо произносить буквы, слоги, слова». «Вредно позволять им говорить картаво».
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский мыслитель – педагог, указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики.
М. В. Ломоносов (1711 – 1765) - создатель русской грамматики и отечественного языкознания. Большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса.
К. Д. Ушинский (1824 – 1870) - Важным считал изучение таких процессов как память, воля, эмоции, внимание - «та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из окружающего мира»
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г. г. 20 в)
В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием.
В 1929 г. был организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД).). Здесь начинали работу Выготский, Левина и др.
В 1931 г. Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков.
В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР (тяжелое нарушение речи)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)
Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.
Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалий для школьной категории (60 – 70 гг.).
Специалисты занимаются в широком смысле проблемами коммуникации, лечением нарушений речи, голоса, устной и письменной речи, не зависимо от этиологии у детей, подростков, взрослых и пожилых людей.
Православная логопедия - это, прежде всего, Сергей Александрович Рачинский. В конце 19 века этот человек стал главным идеологом церковно-приходской школы. Он первый предложил чтение псалтырей в качестве способа избавления от заикания, отказавшись от привычных методов логопедии : работы с зеркалом, проговаривания.
Есть и то, что роднит эти две методики. Во-первых, это период молчания. В традиционном понимании, мы предлагаем ограничить ребенка в просмотре телевизора, играх на компьютере, да и самому быть немногословным.
Научный подход дает образец правильной речи : плавной, интонированной. В церкви - это молебны, где тоже свои законы: ритм, дыхание, мелодика. Много еще параллелей.
По разные стороны две практики разводит вот что: в первом случае человек уповает на себя и на своего учителя-специалиста. Во втором же необходимо довериться воле Божией.
Исцеление от заикания, читая акафист…
«Бытует мнение специалистов, изучавших механизмы заикания много лет, что наиболее податливы для постановки правильной речи дети до девяти лет. Дальше - гораздо сложнее. Подростки замыкаются в себе. Чем старше становятся, тем глубже поселяется проблема, вгоняя многих в безысходность: сложности на работе, неудачи в личной жизни, неверие в возможность исцеления. Неверие.
А есть другое слово. Вера. И произнести его, не зацепившись буквой за слог, можно. С Божией помощью. А метод? У человека всегда есть свободный выбор. Так что решайте сами: хотите, перед зеркалом. Хотите, читая акафист.»
Литература:
1. В. Н. Селиверстов. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. Методические разработки. М., 1984.
2. В. Н. Селиверстов, Ю. Т. Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.