Ильхама Гасанова
Проблемы эстетического воспитания дошкольников: традиции и современность.
▼ Скачать + Заказать документы
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой воспитание определяется так : «Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющееся в общественной жизни» [45, 91].
Уже с XVIII века в русском языке сложилось современное нам понимание термина воспитание главным образом, как процесса воздействия на развитие ребенка или юноши с целью формирования его нравственных и физических качеств.
Публикация «Проблемы эстетического воспитания дошкольников: традиции и современность,» размещена в разделах
В философском смысле воспитание означает целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного, т. е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах.
С точки зрения психологии воспитание – это процесс формирования физических, психических и социально-адаптивных способностей индивида, культивирование в индивиде общечеловеческих форм жизнедеятельности, передача ему общественно – исторического опыта человечества и национальной культуры, процесс формирования личности в соответствии с социальными стандартами данного общества. Воспитание как процесс социализации осуществляется стихийно – средовыми воздействиями и целенаправленно – специализированными социальными институтами.
Воспитание – процесс формирования духовного мира личности, приобщение ее к высшим социальным ценностям; постоянно развивающийся процесс реализации в индивиде его человеческой сущности.
Процесс воспитания индивидуализирован, т. е. основан на учете индивидуальных особенностей личности, ее темперамента, характера и способностей.
Воспитание – не односторонний процесс внешнего воздействия на личность. Оно сопряжено с процессом самовоспитания личности, формированием личностно автономных позиций субъекта как свободного человека, способного на самостоятельный, социально обоснованный, нравственный выбор.
Понятие воспитания означает не только процесс социализации индивида, но и интегративный результат этого процесса – физическую, трудовую, нравственную, интеллектуальную и концептуально – эстетическую сформированность человека.
Воспитание, выделяемое как специфическая функция общества, является предметом такой науки как педагогика.
С педагогической точки зрения, воспитание – это, прежде всего передача старшими поколениями и активное усвоение и воспроизводство новыми поколениями социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений).
Существует и другая более узкая трактовка термина воспитания в педагогике, которая отражает практическую деятельность учителя, раскрывая воспитание прежде всего как целенаправленный, организованный процесс формирования у личности социально ценных позитивных качеств.
Воспитание личности как целостный педагогический процесс немыслимо без эстетического аспекта. Для того, чтобы лучше понять направленность эстетического воспитания, разберемся в сущности категории эстетического.
Эстетическое является непременно стороной художественной деятельности.
Споры о нем ведутся как в идеалистической, так и в материалистической эстетике. Красота земного шара в учении объективных идеалистов – всего лишь слабое отражение абстрактной “идеи красоты” (Платон, Бога (Фома Аквинский, “чувственная видимость абсолютной идеи” (Гегель). Субъективный идеализм отрицает объективное существование прекрасного, считая, что оно переносится на окружающую действительность из духовного мира личности (Кант).
Эстетический материализм от Демокрита до Дидро и Чернышевского исходит из объективности эстетических факторов, существующих в реальной действительности. Основной сферой эстетического следует считать общественную жизнь (социальные эстетические факторы действительности). Однако природа также содержит в себе естественные предпосылки эстетического (природно-эстетические факторы действительности, реализующиеся в процессе общественно-исторической практики.
Сущность категории “эстетическое” легче выявить в сопоставлении с категорией “отношение”. Эстетическое отношение является особым отношением человека к действительности, сопровождающим другие отношения и придающим создаваемым вещам и сооружениям эстетическую ценность. Эстетическое отношение несет в себе оценку действий, явлений, вещей с точки зрения заключенного в них творческого и гуманистического начала, может вызывать эстетические эмоции и приносить душевное удовлетворение.
Эстетическое отношение является сложной структурой, включающей в себя моменты познания, переживания и оценки. Все три момента находятся в нерасторжимом единстве и неотделимы друг от друга. Эстетическая информация всегда эмоционально окрашена, определение эстетических факторов в окружающей действительности сопровождается переживанием и своеобразной оценкой, особым видом ценностной ориентацией человека в мире.
Эстетическое переживание, во-первых, всегда имеет положительный характер, и, во-вторых, никак не связано с удовлетворением какой бы то ни было материальной потребности. Кант именовал эстетическое переживание удовольствием, свободным от всякого интереса, и противопоставлял всем другим удовольствиям, имеющим основание в объективном мире.
Как и в любом отношении, в эстетическом есть объект эстетического отношения и субъект эстетического отношения. Для выявления его сути необходимо учитывать оба этих слагаемых. В своей основе эстетическое объективно : эстетическая оценка предметов и явлений действительности должна соответствовать их реальным эстетическим достоинствам. Однако при этом эстетическое имеет еще и субъективную сторону, так как на нем не могут не сказаться особенности каждого конкретного человека, познающего, переживающего и оценивающего эстетическое в окружающей его среде.
Парадоксальность эстетического заключается в том, что существуя объективно (носителем эстетической ценности является объективное бытие, оно проявляется в виде субъективных реакций (эстетическая значимость объектов реализуется лишь в отношении к ним человека, представляя собой общечеловеческую ценность, - воспринимается как нечто сугубо личное. Следовательно, можно сделать вывод, что эстетическое есть продукт субъективно-объективных отношений.
Таким образом, эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию всего прекрасного. И. Кант считал, что, созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к прекрасному.
В. П. Острогорский (1840-1902, оставивший заметный след в сфере массового музыкального образования в отличие от других исследователей, отождествляющих понятия «красивое» и «прекрасное», имел свой взгляд на эти понятия. К «красивому» Острогорский относил внешнее-то, что приятно, ласкает глаз и ухо, доставляет удовольствие. Способность ощущать внешнюю красоту предметов, явлений, без проникновения в их сущность он считал первой, низшей ступенью эстетического развития человека.
«Прекрасное» Острогорский определял как красоту высшую, духовную. Прекрасное не только доставляет человеку удовольствие от созерцания внешних форм, но дает духовное наслаждение, возбуждает ум, волю, чувство, действует на человека так, что все его духовное существо становится просветлённее, лучше, выше. Способность чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, поступать прекрасно (в духе любви, правдиво, гуманно) Острогорский относил ко второй, высшей ступени эстетического развития человека.
Определяя сущность эстетического воспитания, Острогорский писал: «Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, в постоянном, деятельном стремлении к нему…». В эстетическом воспитании, поставленном в связи с нравственным и умственным воспитанием, он видел не только средства развития чувства прекрасного, но могучий фактор воспитания человека – общественника и гражданина.
Смысл эстетического воспитания – в расширении духовного потенциала общества, опыта человека. Критерием его эффективности выступает уникальный, творческий человек, как истинный субъект культуры.
Е. Э. Доценко в своей статье «Эстетическое воспитание как одно из основных направлений воспитательной системы инновационного образовательного учреждения» ссылается на мнения различных авторов: например, И. Ф. Гончаров считал, что для формирования эстетической воспитанности в равной степени ценно и необходимо приобщение человека и к искусству, и к действительности. При этом эстетическое отношение к жизни формируется через красоту научного познания мира, красоту труда, красоту природы. Д. Б. Лихачев указывает на то, что эстетическое воспитание требует системного подхода, учитывающего все стороны действительности и все формы деятельности; он подчеркивает ведущую роль в формировании личности «эстетического отношения к действительности, эстетической потребности и активизации их до творческой деятельности по законам красоты».
Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения, воспитательное значение имеет буквально все: убранство помещения, опрятность костюма и т. д.
В. П. Острогорский так же считал, что эстетическое воспитание ребенка должно начинаться буквально с первых месяцев его жизни. Необходимо позаботиться, чтобы малыша окружала красивая обстановка - красивая колыбель, светлая опрятная комната, красивые рисунки на ее стенах. Эстетическому развитию взрослеющего ребенка, полагал он, благотворно способствует природа, особенно же – эстетическая атмосфера в семье : красивые, сердечные отношения между всеми ее членами, заинтересованное, любовное отношение родителей к находящимся в доме картинам, портретам. Все это, утверждал педагог, «забросит» в душу ребенка с первых лет его жизни начала высшего, нравственно эстетического развития.
Но задача взрослых не только в том, чтобы организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а также в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.
Изучение и коррекция эстетического развития дошкольников задача сложная и многогранная. Понятие “эстетическая воспитанность” подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, показателями которой являются положительное эмоциональное реагирование на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира, устойчивость, сила и глубина переживания в связи с восприятием прекрасного в жизни, в искусстве, в человеке, в труде, способность подключать образные впечатления, воображение, фантазию, ассоциации (способность к творческому мышлению, умение выразить свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки, анализа.
Только эстетическое воспитание делает реальностью процесс духовного совершенствования человека, создает морально - эстетическую среду, воздействующую и изменяющую образ жизни людей, оно носит формирующий характер, направляет потребности людей на поиск красоты, совершенства в противоречивых, дисгармоничных формах жизни.