Наталья Плахтеева
Тряпичные народные куклы: традиции и современность. Мастер-класс старинной куклы «Кувадка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто в куклы не играл - тот счастья не видал»
В нашем ДОУ прошло очень интересное мероприятие для педагогов на тему: «Тряпичные народные куклы: традиции и современность. Мастер-класс старинной куклы «Кувадка». Наш музыкальный зал на некоторе время превратился в мини-музей старинной куклы.
Публикация «Тряпичные народные куклы: традиции и современность, Мастер-класс старинной куклы „Кувадка“» размещена в разделах
- Кукла Кувадка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2016
Педагоги стали собираться к назначенному времени
Музыкальный руководитель Эмилия Владимировна подготовила музыкальное оформление. Во время беседы и мастер-класса педагоги слушали музыку кубанского композитора Игоря Фёдоровича Римдёнка на слова кубанских поэтов И. Смирновой, А. Стихарёвой, И. Селинок в исполнении солистов творческого объединения «Премьера»
Когда коллеги собрались, наша беседа началась.
Тряпичные куклы существовали вплоть до начала 20 века. Изготовление их часто опиралось на важные даты или праздники церковного календаря.
Для изготовления кукол использовались разные материалы: глина, солома, ветки деревьев, шишки, веревки, нитки, ткань.
Куклы делятся на три вида - игровые, обрядовые и обереговые.
Игровые куклы могут быть как в виде человечков, так и в виде фигурок животных.
Основные требования кукол-оберегов - при их изготовлении ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь их украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать. Даже волосы к голове нежелательно было пришивать.
Обрядовые куклы изготавливали к семейным и народным праздникам, ритуалам, которыми была насыщена жизнь в далёком прошлом.
Изготовление тряпичных кукол было традиционным видом женского рукоделия.
Каждая кукла имела своё название и несла свой смысл: поучение, утешение, лекарство, потеха, развлечение, элемент обряда. При этом тряпичная кукла никогда не была «элементом декора» избы. У куклы красота была вторична по сравнению с внутренним содержанием, смыслом. Как мы знаем, у тряпичной куклы не рисовали лицо. Считалось, что так она была защищена от проникновения нечистой силы, но с другой стороны – у куклы с нарисованным лицом всегда одно и то же настроение, а кукла без лица всегда разная, и сама хозяйка может с помощью своей фантазии мысленно рисовать ей лицо
Педагог демонстрирует коллегам разные виды кукол и кратко рассказывает их историю
Девочки учились мастерить куклу с раннего детства так, как учили её мать и бабушка. На куклу шли старые ношеные тряпочки.
Кувадка – одна из первых кукол, которая встречает ребёнка, когда он появляется на свет. Для её изготовления используется лоскуток яркой ткани и нитки. Таких куколок-малышек делали несколько и подвешивали над колыбелькой ребёнка, как погремушки. Способ её изготовления очень прост, поэтому, подрастая, дети и сами могли сделать себе такую куколку
Педагог предлагает коллегам изготовить старинную куклу «Кувадка»
Сегодня современные куклы очень отличаются от старинных тряпичных кукол, и кажется, что старинные игрушки забыты, ушли из нашей жизни и стали только экспонатами в музеях. Но это не так. Без преувеличения можно сказать, что сейчас наблюдается интерес к рукотворным игрушкам. Именно потому, что они несут в себе большой нравственный потенциал, многие педагоги включают её в развивающие занятия с детьми дошкольного и школьного возраста. Зримый образ или дошедшая до нас притча, легенда, история формируют новый смысл или дополняют уже знакомый, но почему-то ранее не понятный.
С другой стороны, у современного человека при виде старинных кукол может возникнуть логический вопрос, а как же быть с её языческими корнями, разными ритуалами, обрядами, «обережной силой»?
Ответов может быть много – от полнейшего отрицания до принятия образа жизни людей прошлых столетий.
Я предлагаю вам относиться к этому вопросу как к бесценному сокровищу нашей культуры и истории, примеру житейской мудрости, урокам нравственности, милосердия, народной психологии.
Думаю, что важно не просто копировать отношение наших предков к куклам, а мудро применять всё это в своей жизни, открывать их смысл для себя.