Мария Александровна Соловьева
Логопедическое занятие в старшей группе по развитию связной речи «Мамины помощники» по лексической теме «Бытовые приборы»
в старшей логопедической группе
Тема «Мамины помощники»
Подготовила учитель-логопед МБОУ «Лицей»
Соловьева М. А.
г. о. Протвино, 2023
Тема: "Мамины помощники"
Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе по развитию связной речи „Мамины помощники“ по лексической теме „Бытовые приборы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Цель: научить детей составлять описательные рассказы о бытовой технике, используя план – схему.
Задачи занятия :
- продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
- активизировать словарь по теме «Бытовые приборы»;
-развивать память, внимание, словесно-логическое мышление на примере упражнений «Составление описательного рассказа о маминых помощниках», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».
- развивать словообразование и словоизменение;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
- расширять и активизировать словарь по теме;
Оборудование: плакат с изображением мамы, которая готовит на кухне, предметные картинки с изображением бытовых приборов, план-схема для составления описательного рассказа.
Ход занятия:
1. Организованный момент.
- Здравствуйте дети, сегодня я получила интересное письмо. Вот оно.
2. Основная часть:
Дети, давайте послушаем что в нем написано.
«Дорогие ребята, это письмо из сказочной маминой страны, в которой живут ее помощники. Мы облегчаем труд мамы и помогаем ей справляться с домашними дела. Но вот что произошло в сказочной маминой стране. Налетел сильный ураганный ветер, все перемешал и разбросал и теперь мы не можем вспомнить кто мы и где наше место. Помогите нам, пожалуйста, вспомнить как мы называемся, какие мы и что мы должны делать, чтобы помочь маме».
3. Давайте, ребята, давайте откликнемся на просьбу и поможем.
-А для этого нам нужно отгадать загадки:
Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой
Бережё т продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
Это чудо-аппарат
Постирает всё подряд.
Он помощник для хозяйки
Что за чудо, отгадай-ка. (Стиральная машина)
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него…. (Утюг)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (Чайник)
Есть хобот длинный у него
Есть мешок внутри него
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Ей набили мясом рот,
И она его жуёт.
Жуёт, жуёт и не глотает —
А в тарелку отправляет. (Мясорубка)
Стоит у нас на кухне
Волшебная коробка.
Сегодня на обед нам
В ней греется похлёбка. (Микроволновая печь)
На кухне Жар-птица
Готовить мастерица.
Всё на ней жарится-варится
Иногда дымится. (Плита)
-Ребята, вы все загадки отгадали. Теперь мы поняли, что это такое - мамины помощники.
Как можно сказать одним словом про пылесос, чайник, утюг, холодильник, плиту, микроволновую печь, мясорубку?
- Верно, бытовые приборы. В маминой стране живет много таких помощников, для всех мам на земле.
Давайте сделаем так, чтобы их стало много.
-Мы поиграть в игру «Один-много».
Я буду называть один прибор, а вы будите отвечать так, как будто их много.
4. Образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже.
Одна плита – много плит
Один холодильник – много холодильников
Один утюг – много утюгов и т. д.
5. Ребята, ураганный ветер в маминой стране не только все перемешал и разбросал, но и принес лишние предметы. Давайте поможем маминым помощникам все лишнее убрать.
Среди слов, которые я буду называть, определите лишнее слово, то которое не относится к бытовым приборам и объясните свой выбор.
Игра «Четвёртый лишний»
-Чайник, ваза, стиральная машинка, пылесос;
- Мясорубка, расческа, холодильник, плита.
- Микроволновая печь, стиральная машина, зонтик, чайник.
6. Физкультминутка:
Так обрадовались мамины помощники порядку, что принялись танцевать. Хотите и вы вместе с ними потанцевать?
«Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
Дети бегут на месте на носочках
Поднимают руки вверх, рисуют
прямоугольник
Вращают руками перед собой
Дети бегут на месте на носочках
7. Составление описательного рассказа
А теперь мы с вами поможем помощникам вспомнить какие они.
Будем составлять рассказ о бытовых приборах, а поможет нам схема.
Дети получают предметные картинки с бытовыми приборами.
На доске висит план - схема для составления описательного рассказа (форма, цвет, размер, как используется прибор).
8. Замечательно получилось. Теперь помощники вспомнили о том какие они, и что должны делать, чтобы помочь мамочке.
У них такое хорошее настроение и они хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите, на этой сюжетной картине все они спрятались где-то на кухне. Я буду описывать маминого помощника, а вы ищите его на картине и называйте.
Говорим так: «Это утюг. Он помогает маме гладить белье и одежду» и т. д.
Игра «Узнай по описанию»
9. Итог занятия.
Какие мы с вами молодцы, помогли навести порядок в маминой стране. Мамочка не останется без помощи, когда будет выполнять домашние дела.
-Какие задания мы выполняли чтобы помочь бытовым приборам?
-Какие задания вам больше понравились?
-Молодцы!
Ребята, важно помнить, что самые главные мамины помощники - это вы!