Наталья Гузенко
Логопедическое занятие «В поисках мышонка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «В поисках мышонка».
Цель: закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш] в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш];
• учить четко произносить звук [Ш] в словах;
• упражнять в употреблении предлогов НА и ПОД в предложении;
• упражнять в употреблении существительных во множественном числе;
Публикация «Логопедическое занятие „В поисках мышонка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мышь. Все о мышках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Коррекционно-развивающие:
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие тонкой моторики рук, с использованием Су-Джок мяча;
• формирование правильного речевого дыхания;
• развитие общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи;
• формировать контроль за собственной речью.
Оборудование: игрушка мамы-мышки; игрушка мышонка; деревянная лошадка; домик из картина; фигурка Лесовика; дорожка-пальцеход из пуговиц; фигурка лягушонка; емкость для воды; картонные цветы; кусочки ватки; улей из картона; фигурка пчелки; мед; ложка; фигурка ежихи и ежата; Су-джок мячи по количеству детей; дерево; фигурка белки; нитка; бусинка; фигурки грибов; норка из картона; фигурка змеи; деревянные кочки; картинки с изображением предметов со звуком Ш; фигурки на автоматизацию звука Ш в средине слова;
Организационный момент.
В кабинете логопед размещает на ковре фигурку мамы-мышки.
Логопед с ребенком заходят в кабинет, в кабинете раздается, плачь.
Ход занятия.
Логопед : Что я слышу, кто-то плачет.
Ребенок: Это мышка.
Логопед : Здравствуй мышка, что у тебя случилось, почему ты плачешь?
Мама-мышка: (Включается запись ответа мышки) Здравствуйте, я потеряла своего сына- мышонка, он выбежал погулять и не вернулся домой. Помогите, мне найти его, пожалуйста.
Логопед : Давай поможем маме-мышке найти его мышонка?
Ребенок: Да поможем.
Логопед : Мышка ты не видела, куда убежал твой мышонок?
Мама-мышка: (Включается запись) Я видела, что мышонок побежал в сторону лесной полянки.
Логопед : Для того чтобы быстрей добраться к лесной полянке, я предлагаю сесть на лошадку и отправиться в путь.
Логопед достает деревянную лошадь на ножке, берет в руки мама-мышку, предлагает ребенку сесть на лошадку и сам размешается сзади ребенка на лошадку.
Логопед : Давай вспомним, как цокаю, копыта лошади во время бега и повторим цоканье вместе, пока не окажемся на полянке.
Логопед с ребенком оказываются около стола, где размещена лесная полянка с домиками.
Логопед ставит маму-мышку на стол и обращается к ребенку.
Логопед : Вот перед нами лесная полянка, но мышонка я здесь не вижу, а вот какой, то домик. Давайте спросим, может хозяин этого домика видел мышонка.
Логопед : Есть веревочка на домике, я предлагаю потянуть тебе за веревочку и увидеть, кто живет в домике. За веревочку тяни, и кто в домике смотри.
Ребенок тянет за веревочку, из домика появляется фигурка Лесовичка.
Логопед : Это Лесовичек. Здравствуй лесовичек.
Ребенок: Здравствуйте.
Логопед : Не видел ли ты лесовичек, куда побежал мышонок, мама мышка не может его найти, и мы решили ей помочь.
Лесовичек: Здравствуйте. Я видел мышонка, он побежал прямо по лесной дорожке, усыпанной разноцветными камнями. Можно вас попросить помочь мне, я делаю ремонт в своем домике, но не могу сам покрасить потолок, не могли бы вы мне помочь.
Логопед : Давай поможем лесовичку покрасить потолок?
Ребенок: Давайте поможем.
Логопед : Каким цветок покрасим потолок?
Ответ ребенка
Выполняется артикуляционное упражнение «Маляр».
Логопед : улыбнулись, открыли рот и "покрасили" кончиком языка твердое нёбо ("потолок", делая движения языком вперёд-назад!
Ребенок и логопед выполняют упражнение.
Логопед : Мы закончили красить потолок, нам нужно отправляться дальше на поиски мышонка.
Логопед и ребенок прощаются с Лесовичком.
Логопед : Лесовичек сказал, что мышонок побежал по дорожке усыпанной разноцветными камнями, я предлагаю тебе передвигаться по камушкам двумя пальчиками (средним и указательным) и произносить стихотворение: По дорожке мы пойдем и мышонка мы найдем.
Ребенок идет пальчиками по пальцеходу, произносит стихотворение.
В конце дорожки ребенок видит перед собой болотце с камышами.
Логопед : Перед нами болото, я предлагаю потянуть тебе за веревочку и увидеть, кто тут живет.
За веревочку тяни, и кто в домике смотри.
Ребенок тянет за веревочку, из- за камышей появляется фигурка Лягушонка.
Логопед : Посмотри, как лягушонок нам улыбается, давай улыбнемся ему в ответ.
Ребенок и логопед выполняют артикуляционное упражнение «Улыбочка»
Логопед : Здравствуй лягушонок.
Ребенок: Здравствуйте.
Логопед : Не видел ли ты, куда побежал мышонок, мама мышка не может его найти, и мы решили ей помочь.
Лягушонок: (Включается запись) Здравствуйте, я видел, что мышонок побежал прямо по дорожке усыпанной разноцветными камнями. Мне так скучно, не могли бы вы поиграть со мной в игру «Распускается цветок».
Логопед : Давайте поиграем с лягушонком в игру.
Ребенок: Давайте.
Игра «Распускается цветок»
Ребенок берет один цветочек с закрытыми лепестками, кладет его в воду, он раскрывается, ребенок называет, что изображено на цветке.
Ребенок: На цветочке изображен зубик.
Логопед : Давай выполним с тобой упражнение «Чистим верхние зубки» - улыбнись — открой ротик — кончиком языка с внутренней стороны «почисть» верхние зубы.
Ребенок и логопед выполняют упражнение «Чистим верхние зубки».
Ребенок берет следующий цветочек с закрытыми лепестками, кладет его в воду, он раскрывается, ребенок называет, что изображено на цветке.
Ребенок: На цветке изображен слоненок.
Логопед : У слоненка очень длинный хобот, давай покажем с тобой какой длинный хобот у слоненка.
Ребенок и логопед выполняют упражнение «Хоботок».
Ребенок берет следующий цветочек с закрытыми лепестками, кладет его в воду, он раскрывается, ребенок называет, что изображено на цветке.
Ребенок: На цветке изображен Фокусник.
Логопед : Давай превратимся в фокусников, и заставим нашу ватку взлететь высоко. Я предлагаю тебе улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Ребенок и логопед выполняют упражнение «Фокусник».
Логопед : Спасибо лягушонок с тобой было очень весело играть, но нам пора отправляться на поиски мышонка.
Логопед и ребенок прощаются с лягушонком.
Ребенок двигается пальчиками по пальцеходу и произносит слова: «По дорожке мы идем и мышонка мы найдем».
В конце дорожки ребенок видит перед собой улей.
Логопед : Вот новый домик перед нами, я предлагаю потянуть тебе за веревочку и увидеть, кто живет в этом домике, может наш мышонок тут.
За веревочку тяни, и кто в домике смотри.
Ребенок тянет за веревочку, из улея появляется фигурка Пчелы.
Ребенок: Здравствуйте пчела, не видели ли вы мышонка?
Логопед : Здравствуйте.
Пчела: (Включается запись) Здравствуйте. Мышонок побежал к большому дереву на полянке, по дорожке усыпанной разноцветными камнями. Гости дорогие отведайте со мной моего липового меда с блинами и чаем?
Логопед : Давайте попьем чая с пчелкой?
Ребенок: Давайте.
Логопед : Я предлагаю помочь пчелке испечь блины. Давай улыбнемся, приоткрой рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывай язык губами, произноси звуки пя-пя-пя. (месим тесто). Удерживай широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. (жарим блинчик).
Ребенок и логопед выполняют упражнение «Печем блинчики».
Логопед : Очень вкусные блины получились, давай попробуем мед пчелки.
Логопед намазывает ребенку медом вокруг рта и предлагает круговыми движениями облизать мед.
Ребенок и логопед выполняют упражнение «Вкусное варенье» с элементами вкусной артикуляционной гимнастики.
Логопед : Спасибо, очень вкусный мед, нужно запить его чаем, для этого нам понадобятся чашечки. Давай сделаем с тобой чашечки с помощью язычка. Давай с тобой улыбнемся, приоткроем рот, положим широкий передний край языка на верхнюю губу. Поднимаем и удерживаем передний и боковые края языка вверху на счет от 1 до 5-10.
Логопед и ребенок выполняют артикуляционное упражнение «Чашечка»
Логопед : Спасибо пчела было очень вкусно, но нам нужно отправляться дальше на поиски мышонка.
Логопед и ребенок прощаются с пчелой.
Ребенок двигается пальчиками по пальцеходу и произносит слова: «По дорожке мы идем и мышонка мы найдем».
На дорожке стоит ежиха с ежатами.
Логопед : Здравствуй ежиха, мы ищем мышонка, мама мышка его потеряла, ты не встречала его?
Ежиха: (Включается запись) Здравствуйте, я мышонка не встречала, не хотите вы поиграть с моими ежатами?
Логопед : Давайте поиграем с ежатами.
За картинками ежат лежат Су-Джок мячи, логопед отдает один мяч ребенку, второй оставляет у себя.
Игра «Гладь мои ладошки еж» с использованием Су-Джок мячей.
Логопед и ребенок прощаются с ежами. Ребенок двигается пальчиками по пальцеходу и произносит слова: «По дорожке мы идем и мышонка мы найдем».
В конце дорожки стоит дерево. Логопед предлагает ребенку потянуть за веревочку: «За веревочку тяни, и кто в домике смотри».
Ребенок тянет за веревочку, из- за дерева появляется фигурка белочки.
Ребенок: Здравствуйте белочка, не видели ли вы, куда мышонок побежал?
Логопед : Здравствуйте.
Белка: (Включается запись) Здравствуйте. Я видела, что мышонок побежал, в норку под пеньком. Я поднимаю грибочки в свой домик, не могли бы вы мне помочь, поднять грибочки?
Логопед : Давайте поможем белочки. У меня есть для этого специальный лифт на ниточке. Я предлагаю кончиком язычка, поднимать бусинку, с изображением грибочка вверх по ниточке, голова при выполнении не поднимается вверх.
Логопед и ребенок выполняют упражнение на укрепление кончика языка с бусиной «Лифт для грибочков». Упражнение выполняется 5 раз.
Логопед : Белочка нам пора идти к норке, может там нас ждет мышонок.
Логопед и ребенок прощаются с белкой.
Рядом с деревом стоит домик-нора, из этой норы появляется змея и начинает громко шипеть.
Логопед : Я ничего не понимаю, что говорит нам змейка.
Ребенок: Я тоже не понимаю.
Логопед : Кажется, я догадался, что нужно сделать. Давай с тобой, тоже будем говорить на змеином языке, может тогда нам удастся понять, о чем говорит нам змея. Я предлагаю вспомнить, как правильно нужно спеть «песенку змеи» - губы несколько выдвинуты вперед, кончик языка поднят к небу (к альвеолам, но не касается его, образуя щель; - боковые края языка прижимаются изнутри к верхним зубам, ветерок дует вперед в щелочку между язычком и верхними зубками.
Логопед и ребенок произносят Ш-Ш-Ш.
Змея: (Включается запись) Здравствуйте. Я слышала, вы ищите мышонка, у меня его нет. Он заглянул в мою нору, испугался и убежал, в сторону мышиных нор, за кочками. Вы можете добраться до этих нор, преодолев задания на кочках. На каждой кочке или под кочкой есть картинка, на которой изображен предмет, в названии которого есть звук Ш, вам нужно правильно назвать этот предмет, сказать где вы взяли картинку на кочке или под кочкой, и перепрыгнуть через нее. Если вам удастся правильно выполнить эти задания, вы окажитесь у мышиных норок, где спрятался ваш мышонок.
Логопед : Спасибо змейка.
Логопед и ребенок прощаются с змейкой.
Логопед берет мама-мышь в руки, предлагает ребенку встать со своих мест и подойти к кочкам, разложенным на полу.
Игра «Заколдованные кочки».
Перед ребенком расположены шесть кочек в длину, на каждой кочке или под кочкой лежит картинка с изображением слова, начинающегося на звук Ш.
Логопед : Возьми картинку с кочки, назови, что изображено на ней, и полным предложением скажи, где ты взял картинку на кочке или под кочкой.
Ребенок: Шуба. Я взял шубу на кочке.
Логопед : Умница. Теперь поставь руки на пояс и сделай прыжок через кочку.
Ребенок выполняет прыжок, оказывается перед следующей кочкой с заданием.
Логопед предлагает ребенку взять следующую картинку.
Ребенок: Шляпа. Я взял шляпу под кочкой.
Ребенок ставит руки на пояс и делает прыжок, через кочку.
По этому примеру, ребенок называет все картинки и выполняет прыжки.
Логопед : Молодец. Ты смог назвать все слова правильно, произнося звук Ш, поэтому мы оказались около мышиных норок.
Перед ребенком стоит игра «Сенсино», в каждой ячейки лежит предмет на автоматизацию звука Ш в средине слова.
Игра «Мышиные норки».
Логопед : Давай проверим, нет ли там нашего мышонка. Я предлагаю проверять каждую норку, если в норке есть другой предмет, назови его, правильно произнося звук Ш.
Ребенок опускает руку в первую нору, достает фигурку матрешки.
Ребенок: Это матрешка.
Логопед : Правильно это матрешки, я предлагаю поиграть тебе в игру «Один-много», ты называешь предмет в одном количестве, а потом называешь, как будет много таких предметов.
Ребенок: Матрешки.
Логопед : Правильно.
По такому принципу ребенок достает предметы из всех норок, кроме последней. В последней норе лежит фигурка мышонка.
Ребенок: Это мышонок.
Логопед : Спасибо, нам удалось найти мышонка и вернуть его маме-мышки. Ты умница и справился со всеми заданиями.
Мама-мышка: (Включается запись) Спасибо вам большое, я очень рада, что нашелся мой малыш, и мы можем отправляться домой. За твою помощь я дарю тебе подарок.
Ребенок: Спасибо
Логопед : Спасибо. А ты мышонок больше не убегай от мамы. До свидания.
Итог занятия.
Логопед : Тебе понравилось такое увлекательное путешествие в поисках мышонка?
Что больше всего тебе понравилось? Какое задание показалось самым трудным?
Ответ ребенка.