Веселова Татьяна Викторовна
Логопедическое занятие в подготовительной группе по сказке «Как белочка дятла спасла»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение детский сад №3»Солнышко»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Реализация проекта «Что такое хорошо,что такое плохо»
Линия «О добре и зле»
по сказке В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»
Подготовила учитель-логопед : Веселова Т. В.
Пгт. Селижарово
Образовательные области: Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе по сказке „Как белочка дятла спасла“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Сказки, стихи, чтение детской литературы
- Дятел. Все о дятлах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель: На примере художественного произведения, доступных детскому восприятию, объяснить какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; развивать связную речь; знакомить с особенностями характера человека: злостью, добротой;
Коррекционно-развивающие: умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен собственных при помощи суффиксов;развивать память, внимание у детей,общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь); формировать у детей желание совершать добрые поступки.
Целевые ориентиры:
-ребёнок готов совершать добрые поступки;
- приходить на помощь сверстникам.
Предварительная работа: беседы по произведениям «Что такое хорошо и что такое плохо», чтение стихов Маяковского, С. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа», сказок В. Сутеева «Палочка – выручалочка».
1. Организационный момент:
Логопед : Сегодня на занятии мы с вами будем беседовать о чем-то приятном, нужном всем нам. Послушайте стихотворение.
Самый лучший тот на свете,
Кто, как луч весенний, светел,
Кто поможет, руку даст,
И поплавать новых ласт,
Лыж, ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Вот какая красота
В моём друге (доброта)
У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету
У себя я (доброту)
Основная часть
Логопед :Что же такое добрые поступки? Какие вы совершали добрые поступки?
Ответы детей:
-Это,когда делаешь кому-то хорошо.
-Когда помогаешь маме.
-Когда делишься игрушками.
-Кода кормишь бездомную собаку.
Логопед :А что такое злые поступки? Вы совершали злые поступки? Ответы детей:
-Если делаешь что-то плохое и от этого другому человеку становится грустно.
-Не слушаюсь родителей.
-Когда обманываю.
-Сломал чужую машинку.
-Обидела подружку.
-Не слушался воспитателя.
Логопед :Ребята, в нашей душе прячется целый мир. Состояние нашей души может быть различным. Это зависит от тех дел, которые мы совершаем. Если мы совершаем добрые дела, тогда на душе радостно и светло. В такие минуты все кажутся добрыми и милыми, всем хочется сказать ласковые слова, каждого пожалеть, утешить. Если же наоборот мы совершаем злые поступки, душа наполняется злостью – плохо от этого не только самому, но и окружающим нас людям.
Игра «Волшебные огоньки»
Логопед :У каждого из вас на столах есть зеленые и красные карточки. Я буду вам зачитывать различные ситуации, вы постарайтесь, пожалуйста, оценить их.
Логопед :Если это хороший поступок, поднимайте зеленую карточку, если нет –красную.
-Здороваться при встрече;
-Толкнуть и не извиниться;
-После отдыха в лесу оставить после себя свалку;
-Сорить в группе и общественных местах;
-Взять чужую речь без разрешения;
-Забраться на стул ногами;
-Обмануть друга;
-Обидеть словом;
-Помочь воспитателю;
-Помочь товарищу.
-Молодцы ребята, все справились с заданием!
Логопед :Ребята, а как вы считаете, помогать нужно только друзьям и знакомым?
Ответы детей:
-Помогать нужно всем, кому трудно и плохо. Даже незнакомым людям.
Логопед :Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении, в беде. Поэтому, оказать помощь тому, кто в ней нуждается, - закон не только для людей, но и для животных.
Логопед :Послушайте рассказ о том, как белочка помогла дятлу. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику про доброту.
Пальчиковая «Доброта»
Если пальчики грустят-
Доброты они хотят (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут-
Их обидел кто-то значит (трясём кистями)
Наши пальцы пожалеем-
Добротой своей согреем (моем руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмём,
Гладить ласково начнем (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки, (пальцы в замок)
Поиграют пусть немножко (пальцы двух рук быстро стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулаке)
Чтение сказки В. А. Сухомлинского.
КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
– Почему это ты, Дятел, плачешь?
– Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
Логопед : Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
Ответы детей:
-Стало жалко дятла.
– Какое дело совершила Белка?
Ответы детей:
-Белка помогла дятлу.
-Белка спасла дятла от голода.
-Белочка отдала дятлу шишку, чтобы он поклевал семечек.
– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
Ответы детей:
-Могла бы, если бы была злая.
-Если бы белка не помогла дятлу, то он бы погиб от голода.
-Почему белочка и бельчата радовались: ведь они лишились части своих зимних запасов?
Ответы детей:
-Спасли жизнь дятлу, а это главное.
-Они радовались, что совершили добрый поступок. Они спасли дятла.
-Белка с бельчатами добрые и им было не жалко поделиться с дятлом шишкой.
- Дятел обращался к белочке за помощью?
Ответы детей:
-Нет, дятел не просил помощи. Он сидел и плакал.
-Белочка сама увидела, что ему плохо.
Логопед : Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу?
Ответы детей:
-Просто помощь, от чистого сердца.
-Бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.
Логопед :А что делать, если вы сами не можете это сделать? Например, упал взрослый человек, а встать не может. Что делать?
Ответы детей:
-Нужно позвать кого-то на помощь поскорее.
Логопед : Верно, нужно попросить о помощи окружающих. Рядом всегда окажутся отзывчивые, внимательные люди, готовые придти на помощь
Логопед :Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить.
Игра «Цветок Дружбы»
Логопед : Ребята,скажите, дружба может быть крепкой без доброго отношения друг к другу?
Ответы детей:
-Нет. Добрые люди всегда дружные.
Логопед :Ребята, а какие качества вы хотите видеть в своих друзьях? Предлагаю вам назвать эти качества и вместе составить «Цветок Дружбы» (дети берут лепесток, называют качество, которым должен обладать друг, и составляют цветок на магнитной доске).
Ответы детей:
-Честный и добрый.
-Заботливый.
-Веселый.
-Не жадный.
-Справедливый.
Игра «Волшебный клубочек»
Логопед :Теперь я дам вам клубочек. Вы будете по очереди передавать его и называть любое доброе дело, которое вы недавно совершили.
Ответы детей:
-Я помогала маме мыть окна.
-Я пылесосил комнату.
-Мы помогали мыть посуду.
-Я рисовала рисунок для солдат.
-Я кормила кошку в подъезде.
-Мы с папой сделали кормушку для птиц. Повесили её около дома на дерево.
-После передачи клубочка, мы видим, что мы все связаны одной ниточкой. Вот так все связаны добрыми делами и должны жить в доброте. А чтобы люди понимали друг друга, нужно соблюдать правила вежливости, доброты, хороших поступков, о которых мы сейчас говорили.
Игра «Ворота Доброты»
Логопед : В каждом из нас есть маленькое солнце, это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется добрыми словами. На наших воротах вы видите солнышки, сердечки. Сейчас я предлагаю вам проходить через ворота доброты, выбирать что-то одно и дарить друг другу, называя ласково по имени или говоря добрые слова.
Ответы детей:
-Настенька, это сердечко тебе.
-Рома,ты красивый.
-Татьяна Викторовна,я вас люблю.
-Полиночка, не болей.
-Я желаю тебе счастья.
-Ариша, у тебя всегда красивая причёска.
-Миша, с тобой интересно играть.
3. Рефлексия
Логопед :В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде.
-Давайте и мы с вами будем помогать друг другу просто так, не ожидая за это благодарности и награды. Давайте не будем забывать о прекрасном человеческом чувстве, которое называется «взаимопомощь».
-Ребята, о чем мы с вами сегодня поговорили?
Ответы детей:
-Мы говорили о добре и зле.
-Мы говорили о хороших и плохих поступках.
-Слушали сказку и говорили, кто как поступил.
-Какую сказку прослушали? Чему она вас научила?
Ответы детей:
-Мы прослушали сказку «Как белка дятла спасла».
-Сказка нас научила совершать добрые поступки просто так.
-Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали!
Использованная литература
1. Жучкова Н. Г. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей и педагогов. – М. : Издателство «ГНОИ и Д», 2008.
2. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. – М. : Издательство «Книголюб», 2007.
3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд., исп. и доп. – М. : Амрита-Русь, 2007.