Лилия Ирназарова
Логопедическое занятие в 1 классе для детей с ОВЗ «Дифференциация парных звуков»
Тема: Дифференциация парных звуков.
Цель: позитивная социализация детей, формирование коммуникативных способностей, закрепить знания о сходствах и различии звуков Г и К.
Коррекционно – образовательные задачи: дифференцировать звуки Г и К, развивать слуховое восприятие.
Публикация «Логопедическое занятие в 1 классе для детей с ОВЗ „Дифференциация парных звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Коррекционно – развивающие задачи: корригировать произношение, развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, развивать мыслительную деятельность, развивать навыки самоконтроля, усидчивость.
Коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, воспитывать чувство аккуратности, воспитывать самостоятельность.
Оборудование: зеркала, раздаточный материал (карточки, разрезные картинки, мнемотаблица, прищепки, смайлики красного и желтого цвета, компьютер, проектор, презентация.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте повторим наше правило (хором).
Говорим всегда красиво,
Правильно, неторопливо.
Хотим мы разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно!
- Молодцы, ребята! Садитесь. Будем с вами активно работать, выговаривать все звуки четко и правильно.
1. Основная часть.
- Посмотрите, у вас на партах лежат разрезные картинки, давайте соберем их (кроссовки, коза, гусь, гриб).
- Какие первые звуки в этих словах?
- Кто догадался, с какими звуками мы будем сегодня работать?
- Правильно, мы будем изучать звуки Г и К.
- Какую цель мы себе поставим? (Научиться различать звуки Г и К.)
- А для чего нам надо научиться различать эти звуки? (чтобы не делать ошибок при письме)
Артикуляционная разминка. На экране «Сказка о веселом язычке».
- Молодцы, наши язычки хорошо поработали.
Повторим артикуляцию звуков Г и К. К - кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто сгорбилась вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты. Г - артикуляция точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты.
- А теперь, давайте произнесем звук Г, приложите ладонь к горлу (звонкий, голосовые связки вибрируют). К – глухой звук, голос не звучит, голосовые связки не вибрируют.
- Сравниваем эти звуки : положите ладонь, если чувствуете дрожание, то звук звонкий, если дрожания нет, то звук глухой.
- А чем похожи эти звуки? (согласные, твердые)
Игра «Эхо».
Повторяем за мной слоги (каждый по очереди).
Ка-га, го-ко, го-ко-го, ка-га-ка, га-ка-га-ка, го-ко-ко-го, ко-го-го-ко.
- Повторим чистоговорку:
Ка-ка-ка, ка-ка-ка – вот широкая река.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко – там рыбак недалеко.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка – есть улов у рыбака.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко – рыба ловится легко.
- Давайте поделим слово «рыбак» на слоги (хлопают).
- Склько слогов в этом слове? (2)
- На какой слог падает ударение? (на 2)
- На какую гласную? (а)
- А есть в этом слове звук К?
- Где находится? (в конце)
- Молодцы!
Пальчиковая гимнастика с использованием прищепок ( прицепляют прищепки на заготовки: лучики для солнышка, хвостик и плавники для рыбки, собирают змейку из цветных пластмассовых прищепок).
Работа по карточкам (карточка 1).
1. Подчеркните букву Г в каждом ряду карандашом.
регкоаренгилатпогдалмгранкпвиыгдтпга
поьмтшгиьтолгдпьвгюсьчтмгадтмгптаиг
приьтаогрпиагоымвагюдроагтсивгимивл
(карточка 2)
2. Вставьте букву Г зеленым карандашом, а К – синим.
Рыб. а,. аша, раду. а, мар. а,. апуста, бал. он,. азета, доро. а,о. онь,
о. но, бу. варь,. итара,. ерой,. омната,. увшин.
- Сидим правильно, спинка прямая…
Игра «Кто больше?».
Работа в парах.
- Вам необходимо придумать и записать как можно больше слов, начинающихся на Г и К в тетрадях.
- Посчитаем, какая пара записала больше слов.
- Оцените свою работу на полях тетрадей, поставив звездочку – отлично или снежинку – хорошо.
Зрительная гимнастика. Дети следят за сигнальным символом – снежинкой под музыку (вправо, влево, вниз, вверх, круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Письмо носом: закрывают глаза и прописывают носом в воздухе букву Г, затем букву К.
- А теперь, спишите слова с карточки, исправив ошибки (карточка 3).
Плук, пирок, зонтик, жуг, крук, гамаг, молоток, трагтор, берек, гучер, морговь, замог, носорок, закадка.
- Проверьте друг у друга это задание. Оцените себя на полях тетрадей, поставив соответствующий значок.
Игра «Разведчик».
- В словах на карточках, слова со звуком Г зашифруем в кружочек, со звуком К в треугольник и запомним их (карточка 4).
Слова: радуга, разговор, кучер, красивый.
- В тетрадях запишем слова по памяти.
- Сверим написание слов по карточкам и оценим себя, поставив значок на полях тетрадей.
Игра «Угадай звук».
- Я буду называть слова, если в слове есть звук Г, хлопаем в ладоши, если есть звук К, топаем ножками.
Слова: газета, кормушка, колбаса, гавань, погода, загадка, кубик, хлопушка.
Физминутка. Логоритмические упражнения. Пропеваем слоги, сопровождая движениями.
(Ка-ка-ка-наклоны вперед, га-га-га - наклоны направо, ко-ко-ко - наклоны налево, ка-ка-ка - птицы высоко - вращение туловища по часовой стрелке, га-га-га - наши берега – вращение туловища против часовой стрелки. Повторить 2 раза).
- Посмотрите на картинки на доске и назовите, в какой группе картинок звук К всегда стоит первым по счету.
Картинки:
1. Кастрюля, краски, чашка.
2. Кукушка, сорока, курица.
3. Колокольчик, карандаш, колобок.
4. Картофель, свекла, морковь.
- Назовите номер группы картинок, в которой звук Г всегда стоит третьим по счету.
Картинки:
1. Вагон, виноград, глобус.
2. Радуга, груша, горох.
3. Лягушка, снеговик, иголки.
4. Пуговица, магнитофон, рога.
Игра «Расшифруй скороговорку».
Работа по мнемотаблице.
1. У Сони посылка, в ней бусы и косынка.
2. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Молодцы, а теперь повторяем быстро.
- Запишем в тетради эти скороговорки.
- В слове «Посылка», сколько всего звуков? Дайте характеристику 6 звуку.
(Согласный, твердый, глухой, парный.)
- В слове «Бегу» сколько звуков? Дайте характеристику 3 звуку.
(Согласный, твердый, звонкий, парный.)
- Молодцы, ребята!
3. Итог занятия (рефлексия).
- О каких звуках мы с вами говорили сегодня?
- Что мы узнали о них?
- Чему научились на занятии?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание было самым сложным для вас?
- Что было не понятно?
- Достигли мы своей цели, которую себе поставили в начале урока?
- Посмотрите на свои значки на полях, у кого все звездочки, поднимите красный смайлик, у кого есть снежинки, поднимите желтый смайлик.
- Молодцы, у всех красный смайлик, все отлично поработали!
- Спасибо за активное участие!