Чугунова Оксана
Конспект логопедического занятия по развитию речевой активности «Кто, кто в лесу живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кто, кто в лесу живет?» (развитие речевой активности).
Цель. Закрепить знания детей о диких животных.
Задачи.
коррекционно-образовательные: обогащение активного словаря, развитие артикуляционной и мимической моторики, развитие общей моторики с использованием приемов логоритмики, развитие умения работать над правильным дыханием; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речевой активности „Кто, кто в лесу живет?“» размещена в разделах
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
коррекционно-развивающие : развитие познавательного интереса к миру природы, развитие эстетического восприятия природы; дать представление о диких животных, расширять активный словарь за счет имен существительных – названий животных, и их детенышей; имен прилагательных; развитие зрительного внимания, памяти, слухового восприятия, наблюдательности, развитие ассоциативного мышления.
коррекционно-воспитательные: воспитание познавательного интереса, заботливого отношения к природе, воспитание личностных качеств ребенка (активность, сознание, усидчивость); воспитание самоконтроля, умение работать в коллективе).
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: названия диких животных и их детенышей.
Демонстрационный материал и оборудование: картинки с изображением диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, лось, еж, картинки их жилищ (берлога, нора, логово, дупло, куст, лес, детенышей; предметные картинки, на которых изображены морковь, орехи, грибы, малина, мед, травы, а также демонстрационный материал, то чем питаются дикие животные. Шапочки животных, животные игрушки. Мольберт, запись голосов лесных животных, звуки леса. Световой стол-планшет.
Предварительная работа: беседа о лесе, чтение художественной литературы о природе, чтение стихов, загадок о животных, проведение дидактических игр, рассматривание демонстрационных альбомов, иллюстраций о растениях и животных, прослушивание аудиозаписи «Голоса леса».
Ход непрерывной деятельности:
Речевое приветствие :
Доброе утро, глазки! Вы проснулись?
Доброе утро, ушки! Вы проснулись?
Доброе утро, ручки! Вы проснулись?
Доброе утро, ножки! Вы проснулись?
Доброе утро, дети! Мы проснулись!
Мотивация:
Дети встают в полукруг около педагога. Логопед : - В зимний лес мы попадем, когда волшебные слова произнесем
А-у, А-у, А-у…
Звучит аудиозапись голоса леса.
Развитие глубокого вдоха, и плавный, медленный выдох
-Вдох – через нос…
-Выдох – через рот…
- Хорошо в зимнем лесу! (на выдохе)
Звучит аудиозапись голоса леса.
Речь с движениями (развитие навыка координации движения и речи).
-Мы погреемся немножко, (ударяем ладошками по коленям)
-Мы, похлопаем в ладошки, (хлопки в ладоши)
-Ножки тоже мы погреем, (ударяем ладошками по коленям)
-Мы, потопаем скорее, (топаем ногами)
-Рукавички мы наденем, (сжали обе руки в кулак)
-Не боимся мы метели, (потерли ладонями обеих рук)
-Мы с морозом подружились,
-Как снежинки закружились! (кружимся).
Логопед : Ребята, где мы с вами оказались? (в лесу). В лесу, каком? (в зимнем лесу).
Логопед : Собрала я детвору, в зимнем сказочном лесу,
Вам ребята, интересно, кто живет здесь? Вот вопрос!
Кто в глуши лесной таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки,
Разгадаем леса тайны!
Логопед : - Кто, кто в лесу живет?
- Кто, кто в дремучем живет?
Основная часть:
Игровое упражнение «Отгадай загадку»
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится… (Заяц.)
Кто лесной хозяин строгий,
А зимою спит в берлоге?. (Медведь.)
Зимней ночью под луной
Воет он в глуши лесной.
В долгом вое знает толк
Этот хищный серый… (Волк.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это?. (Лиса.)
Запасы летом соберу,
Потом в дупло я их сложу.
Орехи, ягоды, грибы –
пойдет все для моей еды… (Белка.)
Весь в колючках он всегда,
Для него-то не беда,
Забоится он чуток,
Сразу скрутится в клубок(Ёж.).
По мере отгадывания загадок логопед совместно с детьми выставляет на доску соответствующие картинки.
-Где волк (медведь, заяц, лиса, белка, лось? Вот волк (медведь, заяц, лиса, белка, лось). Дети доказывают правильность своих ответов словами загадок.
Логопед : - У кого тело покрыто шерстью, есть лапы, (ноги, морда, хвост? (У животных).
Беседа:
Логопед задает детям вопросы:
-Кто изображен на картинках? (Животные.) Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); туловище, морда, хвост)
-Где живут эти животные? (В лесу.)
-Какие это животные? (Дикие животные.). Почему? (Они сами добывают себе пищу, находят для себя дом)
-Как они еще называются по-другому? (Звери.)
Игровое упражнение «Чей голос?»
Дети прослушивают в записи голоса зверей и угадывают голос животных.
(дети сидят на ковре, слушают голоса животных)
Лиса (Что делает) тявкает.
Медведь (Что делает) рычит.
Заяц (Что делает) пищит, верещит.
Волк (Что делает) воет.
Лось (Что делает) кричит, ревет.
Игровое динамическое упражнение «Закончи предложение и покажи, кто, как передвигается?» На головах у детей шапки животных, ребенок встает в круг, имитируя движения животного, кто как передвигается; остальные повторяют (белка и заяц прыгают; лиса крадется; волк рыщет; лось быстро бегает, медведь ходит неуклюже).
- А теперь скажите мне, о ком так говорят?
Хитрая, как. лиса…
Быстрый, как…заяц…
Голодный, как…волк…
Проворная, как…белка…
Неуклюжий, как…медведь…
Логопед : Настроение у вас замечательное (Да, тогда продолжаем.
- Мы с вами очутились, в лесной столовой. Как вы думаете, зачем?
- Мы с вами узнаем, кто, чем питается.
Игровое упражнение «Кто, что любит?»
Логопед : - Ребята, давайте попробуем догадаться, кто из лесных зверей, что любит кушать? Посмотрите, подумайте, кто-то уже догадался?
На столе логопеда предметы и картинки, на которых изображено, то чем питаются животные. Дети определяют, какое животное, чем питается, открывают картинки и объясняют свой выбор: «Еж любит грибы. Еж любит гусениц».
Игровое упражнение «Нелепицы»
Логопед : - Посмотрите на картинку. Расскажите, что перепутал художник, чего не бывает?
Логопед : - А, как должно быть на самом деле, мы узнаем, выполнив следующее упражнение.
Игровое упражнение «Кто, где, живет?»
На столе – картинки с изображением диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, лось, и картинки с изображением их жилищ (берлога, нора, логово, дупло, куст, лес).
Дети определяют, рассматривают, какое животное, где живет, и ставят картинки парами: рядом с картинкой с изображением животного картинку с изображением его жилища. Затем выполняют задание самостоятельно, с опорой на образец.
Логопед : - Молодцы, справились с заданием.
Логопед : Ребята, посмотрите, мне кажется, что перед нами лесной детский сад. Представьте, что вы пришли за зверятами-малышатами. Предлагаю каждому из вас найти своего детеныша.
Игровое упражнение «Кто у кого?» логопед называет взрослых животных, а дети - их детенышей. С опорой на демонстрационный материал.
У Лисы – лисенок, лисята.
У медведицы – медвежонок, медвежата.
У зайчихи – зайчонок, зайчата.
У волчицы – волчонок, волчата.
У бельчихи – бельчонок.
У лосихи – лосенок.
Логопед : Игра называется «Скажи наоборот».
Лось большой, а зайчик … маленький.
Белка слабая, а волк … сильный.
У лисы хвост длинный, а у зайца … короткий.
Зайчик, трусливый, а медведь … смелый.
Белка маленькая, а медведь …большой.
Волк сильный, а зайчик … слабый.
Игровое упражнение «Кто здесь лишний?» с использованием светового стола-планшета.
Дети походят к столу планшету находят в песке предметы (фигуры животных). Логопед просит найти лишнюю фигурку животного и объяснить свой выбор (например, заяц, волк, лиса, еж, лось это дикие животные и одно домашнее животное - овечка).
Игровое упражнение «Узнай животное по силуэту, это кто?» с использованием светового стола-планшета. Дети называют животное.
Логопед : А сейчас обведите по контуру вокруг.
Логопед : - Ребята, какие вы молодцы, быстро пролетело время и нам пора возвращаться в детский сад.
Речь с движениями
(развитие навыка координации движения и речи).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим.
До опушки добежим.
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп, немного отдохнем,
И домой пешком пойдем.
Логопед : - Вот мы снова в детском саду. Давайте вспомним кто, кто в лесу живет? (дети встают в круг)
Дидактическая игра с мячом «Какая? Какой?»
Логопед описывает животных, не называя их, а дети стараются отгадать, о ком идет речь, например:
Трусливый, длинноухий, серый, или белый (Заяц.);
Бурый, косолапый, неуклюжий (Медведь.);
Серый, злой, голодный (Волк.);
Хитрая, рыжая, ловкая (Лиса.);
Проворная, запасливая, рыжая или серая (Белка.);
Кто весь покрыт иголками (Еж.).
Рефлексия.
Про каких животных мы с вами сегодня говорили?
Понравилось вам занятие?
Что больше всего понравилось?