Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Кто в домике живет»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Обучение — повторение рассказа-описания о домашнем животном вслед за логопедом с опорой на картинку. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Кто в домике живет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к домашним животным.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями домашних животных и птиц, игрушка-лошадка с длинной гривой, игра «Веселый котенок», стихотворение К. Чуковского «Путаница».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие мышления. Обучение отгадыванию загадок. ]
Дети входят в кабинет, здороваются с логопедом и занимают места около столика, на котором лежат предметные картинки с изображениями домашних животных.
Логопед. Сейчас я загадаю вам загадки о домашних животных. Будет садиться тот, о чьем животном я загадаю загадку. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это?
1-й ребенок. Это кошка.
Логопед. Правильно. Садись. А как ты догадался?
1-й ребенок. У кошки мягкие лапки и острые когти.
Логопед. Слушайте следующую загадку. Нос пятачком, а хвост крючком. Кто это?
2-й ребенок. Это свинья. У нее нос похож на пятачок, а хвостик — на крючок.
Логопед. Умница! Садись. Следующая загадка: с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. Кто это?
3-й ребенок. Это собака. Она сторожит дом. У нее хвост колечком.
Логопед. Верно! Садись. Последняя загадка: стоит гора, спереди — вилы, сзади — метла. Кто это?
4-й ребенок. Это корова. Она большая, хвост у нее как метла.
Логопед. Молодец, садись. Вы отгадали такие трудные загадки. Похлопайте себе!
2. Игра «Веселый котенок». [Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). Развитие диалогической речи. ]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения кресла и маленького пушистого котенка.
Логопед. Кого вы видите?
Дети. Это котенок.
Логопед. Какой он?
Дети. Маленький, рыжий, пушистый.
Логопед. Что у него есть?
Дети. У него остренькие ушки и коротенький хвостик.
Логопед. Котенок — очень веселый. Он любит побегать и пошалить. Сейчас он будет проказничать, а вы будете рассказывать, что он делает.
Логопед перемещает котенка по магнитной доске и задает вопросы.
Логопед. Что сделал котенок?
Дети. Он прыгнул в кресло.
Логопед. А теперь?
Дети. Он спрятался за кресло.
Логопед. Что он делает сейчас?
Дети. Сидит на спинке кресла.
Логопед. А теперь?
Дети. Прячется под креслом.
Логопед. А теперь?
Дети. Сидит перед креслом.
Логопед. Молодцы! Котенку очень понравилось то, как вы о нем рассказывали (убирает магнитную доску) .
3. Упражнение «Заплетем лошадке гриву». [Развитие тонкой моторики. ]
Логопед достает игрушечную лошадку с длинной гривой.
Логопед. Лошадка тоже хочет поиграть с вами. Посмотрите, какая у нее длинная шелковая грива. Давайте попробуем заплести гриву в косичку.
Логопед показывает, как следует заплетать гриву лошадке, и помогает сделать это всем детям по очереди.
4. Подвижная игра «Кошка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, подражательности. ]
Логопед приглашает детей на ковер и вместе с ними выполняет упражнение.
Вы со мной знакомы близко.
Я приветливая киска. Идут по кругу на носочках крадучись, держа согнутые
руки перед грудью.
Кверху — кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках. Останавливаются, встают лицом в круг, делают
«ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу. Вновь идут по кругу крадучись.
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно. Опять останавливаются, встают лицом в круг и
показывают «когти».
5. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Щеточка» и «Мостик качается», которые они научились делать на прошлых занятиях.
Каждое упражнение повторяется 3—4 раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.
6. Дыхательная гимнастика. (для постановки дыхания). [Развитие речевого дыхания. ]
Логопед предлагает детям встать прямо около стульчиков, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.
Упражнение проводится 2—3 раза.
7. Упражнение «Исправим ошибки». [Развитие речевого слуха. Уточнение произношения в звукоподражаниях. Расширение пассивного глагольного словаря (мяукать, хрюкать, квакать, крякать, кудахтать, скакать, мычать, реветь, чирикать, рычать, кукарекать).]
Логопед приглашает детей за столик.
Логопед. А теперь я прочитаю отрывок из уже знакомого вам стихотворения К. Чуковского «Путаница». А вы внимательно слушайте, потому что потом будете «исправлять ошибки», которые есть в стихотворении.
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Вы услышали все «ошибки», которые допустили звери и птицы? Как замяукали свинки?
Дети. Мяу, мяу!
Логопед. А как они подают голос на самом деле?
Дети. Хрю, хрю, хрю!
Логопед. Как захрюкали кошечки?
Дети. Хрю, хрю, хрю!
Логопед. А как они подают голос на самом деле?
Дети. Мяу, мяу!
Логопед. Как заквакали уточки?
Дети. Ква, ква, ква!
Логопед. А как они должны подавать голос?
Дети. Кря, кря, кря!
Логопед. Как закрякали курочки?
Дети. Кря, кря, кря!
Логопед. Вы знаете, как они кудахчут на самом деле?
Дети. Ко, ко, ко!
Логопед. Как замычал воробышек?
Дети. Му-у-у!
Логопед. Как он чирикает на самом деле?
Дети. Чик-чирик!
Логопед. А кто мычит?
Дети. Корова.
Логопед. Как заревел медведь?
Дети. Ку-ка-ре-ку!
Логопед. А на самом деле он рычит вот так: «Р-р-р!» А кто кукарекает?
Дети. Петух.
Логопед. Молодцы! Вы исправили все ошибки! Но ведь в стихотворении «Путаница» все звери одумались и стали подавать голос правильно. Вот послушайте. А если помните стихотворение, помогайте мне его рассказывать.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лошади заржали:
И-и-и!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают
Милую мою.
Молодцы! Спасибо вам за то, что вы помогли мне рассказать стихотворение.
8. Упражнение «Повтори за мной». [Работа над слоговой структурой слова. ]
Логопед предлагает детям построиться в шеренгу.
Логопед. Эта игра уже знакома вам. Вы должны будете повторить за мной и протопать слова. Слушайте первое слово. Ко-ро-ва.
Дети проговаривают и протопывают по очереди слова: «ко-ро-ва», «мо-ло-ко», «до-ро-га».
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать о том, что особенно понравилось на занятии.