Гармай Екатерина
Логопедическое занятие «Путешествие за сокровищами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ №5 «Теремок»
Конспект логопедического занятия
Подготовила: учитель – логопед
Гармай Екатерина Владимировна
Образовательная область: логопедия
Тема: Путешествие за сокровищами.
Цель: развитие речевых навыков.
Образовательные задачи:
- продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов;
- развивать графические навыки и зрительное внимание;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
- совершенствовать навыки движения под музыку.
Развивающие задачи:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
- создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
- воспитывать желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Предварительная работа:
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.
Материалы, оборудование: коробка с мячом и Лунтиком, картинки – подсказки с первыми буквами, карта, конверты с заданиями, фишки синего и красного цвета, смайлики – магниты, дидактическая игра «Собери цветы» - лепестки со словами, рыбацкая сеть с рыбками, разрезная картинка с изображением буквы Л, стол для песка и песок.
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, отгадывание загадки, психогимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, беседа, показ презентации со словами, физминутка, игры.
Используемые технологии: технология проблемного обучения.
Мотивация: Лунтику необходима помощь, чтобы добраться до сундука с сокровищами.
Проблема: Как помочь Лунтику добыть сокровища?
Организационный момент. (Дети под музыку входят в группу)
Логопед: Ребята, здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Посмотрите, ребята, у нас тут какая-то коробка красивая стоит. Ой, а в ней что-то лежит. Как вы думаете дети, что же в ней может быть. (дети высказывают свои предположения). А вот смотрите, ребята, здесь какая-то подсказка прикреплена (с боку на коробке приклеен конвертик с загадкой, раскрываю и читаю загадку).
Стукнешь о стену – я отскачу.
Бросишь на землю – а я подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать совсем не хочу. (мяч).
(Ответ детей).
Логопед достаёт из коробки мяч.
1. Психогимнастика.
Логопед:мяч поможет нам поприветствовать друг друга. Ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра. Этот мяч не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит весёлая музыка.
Дети здороваются друг с другом, передавая друг другу мяч.
Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня к нам придет необычный гость. Давайте же отгадаем – кто это? А помогут нам картинки подсказки. Имя гостя можно будет узнать по первым звукам картинок - подсказок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – «ЛУНТИК») (Дети отгадывают имя героя.) показ презентации
Так кто же наш гость?
(Логопед одевает куклу на себя)
Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в увлекательное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Согласны ли вы плыть вместе со мной? Дети: Да.
Тогда с этого момента мы – команда!
Лунтик: Нас ждут интересные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь. «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
1.Дыхательная гимнастика.
Лунтик: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом - выдох ртом) Дети выполняют вместе с лунтиком упражнение.
2.Развитие зрительного внимания
Лунтик: (разворачивает карту и показывает детям). Давайте развернем карту. Посмотрите, какой длинный путь нам следует пройти до цели. Ребята, а карта не простая, каждое выполненное задание мы будем отмечать смайликами, и приближаться к сокровищам. (Поместить карту на магнитной доске, а снизу прикрепить смайлики весёлые и грустные). Лунтик: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
Ребята, наш кораблик подплыл к Протоке Звуков.
Лунтик: Итак, первое испытание. Подойдите, пожалуйста, к карте, на ней прикреплён конверт с заданием. (Читаю). Здесь сказано, что вам необходимо определить какой звук в предложении встречается чаще других.
Лодка плыла по волнам. (ответы детей – звук Л)
Лунтик: Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный) – покажите соответствующую карточку (показывают карточки синего или красного цвета)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок и мы не можем его пропеть.
Лунтик: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий, мы его произносим с голосом.
Лунтик: С первым испытанием вы справились и давайте на карте отметим смайликом, как вы считаете, вы выполнили задание? (дети прикрепляют смайлик). И теперь мы можем плыть дальше.
Лунтик: Итак, мы приблизились к озеру Перемен. И у нас новое испытание – нужно заменить первый звук в этом слове на звук Л и у вас получится новое слово.
Например: Сук – лук, мак – лак, рожки – ложки, рама- лама, рожь – ложь, сом – лом.
Лунтик: Ребята, а что такое звуки?
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим
Лунтик: А где живет звук Л? (в букве Л)
Лунтик: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)
Давайте напишем букву песком на столике. (Дети на столике для песка пишут букву, сначала высыпают её, потом на песке рисуют её).
Лунтик: С этим испытанием вы тоже справились, давайте прикрепим смайлик на нашей карте. (прикрепляют). Отправляемся дальше.
Лунтик: Что же у нас впереди? - мы попали с вами на остров «Физминутки».
Остров Физминутки (Чударики - самолёт).
Лунтик: Ну, что же плывём дальше. Ребята, а сейчас у нас причал. Мы выйдем на Равнину Цветов. Вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт от пирата, здесь написано, что злой пират заколдовал цветы, если мы сможем расколдовать эти цветы, то отправимся в путь дальше.
- Игра “Собери цветы”.
А чтобы долго не задерживаться и приступить к выполнению задания, нам надо разделится на две команды. Одна команда будет собирать цветок с лепестками - картинками, в названии которых звук Л стоит в начале слова, другая – со звуком Л в конце слова. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор полным ответом.)
Лунтик: Вы молодцы, ребята, успешно справились и с этим заданием, отметим на карте его выполнение. (прикрепляем смайлик). Мы можем плыть дальше.
Лунтик: Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Богатых слов», где рыболов оставил для нас задание.
Лунтик: Ребята, в этой реке водятся необычные рыбы, их поймал в сеть Рыболов, нам с вами нужно их освободить, но сначала надо всем размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья.
Друг без друга им нельзя. Большие пальцы вверх
Кисти рук “домиком”
Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.
Пальцы в кулак, выставив мизинец.
Кулаки стучат.
Ритмичное сжатие кисти в кулак.
- Игра «Рыболов»
А теперь давайте освободим рыб. (Дети по очереди вытаскивают из сети рыб со словами, где буквы размыло водой.) Ой, а что такое буквы то размыты водой? Давайте пройдём за столы и вы попробуете вставить букву Л вместо размытой буквы. (Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово). Какие же слова у нас получились? Кто может прочитать свое слово? (читают каждый свое слово).
Лунтик: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)
Лунтик: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем)
Лунтик: Ребята, вы выполнили это задание, отметьте, пожалуйста, на карте смайликом его выполнение. (отмечают смайликом). А теперь посмотрите ребята, мы приблизились к сундуку с сокровищами. Давайте посмотрим, что же спрятано в ларце. (в ларце лежит разрезная картинка, с изображением буквы Л). (Дети собирают картинку).
Лунтик: Что изображено на картинке? (Дети отвечают). А как вы думаете, нам нужна эта буква? (дети отвечают), для чего она нужна? (ответы детей).
Лунтик: - Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернись, и в детском саду окажись».
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- Давайте вместе с вами посмотрим на карту и вспомним куда подплывал сегодня наш корабль? (дети вспоминают, называют). Где вам было трудно, где понравилось побывать?
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
Каких смайликов вы поставили больше, весёлых или грустных? (ответы детей). Значит, вам понравилось путешествовать с лунтиком? И Лунтику тоже понравилось, он благодарит вас за то, что вы помогли ему добыть сокровища! И прощается с вами. До свидания!
Список использованной литературы:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб. : ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г. Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
6. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М. : “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.