Папки-передвижки

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы

Елена Козлова
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы

Тема: «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели.

Публикация «Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы» размещена в разделах

Закрепление знаний детей о перелетных птицах. Знакомство детей с понятиями : «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, жаворонке, граче и ласточке; обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи : -образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе;

-образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах; Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели.

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.

Оборудование: текст стихотворения И. 3. Суриковой «Весна», иллюстрации перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы, мяч.

Ход занятия:

Организационная часть:

Логопед читает стихотворение И. 3. Сурикова «Весна»

Над землею воздух дышит

День от дня теплее

Стали утром зорьки ярче,

На небе светлее.

Восходит солнце над землею

С каждым днем все выше,

И весь день, кружась, воркуют

Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась

В белые сережки,

И у хат играют дети, -

Веселятся крошки.

Вот и лед на речке треснул,

Речка зашумела

И с себя зимы оковы

Сбрасывает смело.

Берега крутые роет,

Разлилась широко.

Плеск и шум воды бурливой

Слышен издалека.

Основная часть:

1. Логопед : Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: О весне.

Логопед : Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Дети: Хорошее, веселое, радостное, весеннее, солнечное.

Логопед : О каких приметах весны в нем говорится?

Дети: С каждым днем теплее, стали утром зорьки ярче, восходит солнце над землею с каждым днем все выше, верба нарядилась в белые сережки, лед на речке треснул. Логопед : Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны?

Дети: Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы.

Слайд 1

Логопед : А как называются птицы, которые прилетают из теплых краёв?

Дети: Перелетные.

Логопед : Назовите перелетных птиц.

Дети: Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка и т. д.

2. Отгадывание загадок о перелетных птицах.

- Отгадайте, пожалуйста, загадки (отгадывая загадки выкладываются картинки с перелетными птицами) :

• Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда.

Дети: Кукушка.

Слайд 2

Под крышей я леплю гнездо из

комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно пуховую

перину.

Дети: Ласточка.

Слайд 3

• Это старый наш знакомый :

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту.

Дети: Аист.

Слайд 4

• Красивая птица с блестящим черным опереньем.

Хорошо поет, подражает голосам

других птиц.

Дети: Скворец.

Слайд 5

• Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Дети: Грач.

Слайд 6

• Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

Его и песни и полет вошли в

стихотворения.

Дети: Жаворонок.

Слайд 7

(При затруднениях в ответах, логопед помогает детям.)

Логопед : Правильно вы отгадали. Так какие это птицы (перелетные).

3. 1 Игра «Отгадай и присядь»

Логопед предлагает детям встать.

Логопед : Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы

услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

4. Беседа о перелетных птицах.

Логопед : Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Логопед : А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Дети: Не знаем.

Логопед : Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;

некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;

другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Слайд 8

5. Упражнение «Назови части тела птиц, сравни с человеком»

Логопед : Ребята, посмотрите на птиц, пожалуйста. Логопед показывает поочередно на части тела птиц.

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

Логопед : У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

Логопед : дети, продолжите предложения:

- У птиц клюв, а у человека. .(рот).

-У птиц крылья, а у человека. (руки).

-У птиц перья, а у человека. (волосы)

-У птиц лапы, а у человека. .(ноги)

- У птиц когти, а у человека. (ногти).

6. Физминутка. Игра: «Назови детеныша»

Логопед : давайте поиграем в игру. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач - (грачонок - грачата).

Скворец - (скворчонок - скворчата).

Кукушка - (кукушонок - кукушата).

Аист - (аистенок - аистята).

7. Упражнение «Один - много»

Логопед : Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач - (грачи).

- Аист - (аисты).

- Жаворонок - (жаворонки)

- Скворец - (скворцы)

- Ласточка -(ласточки)

- Кукушка - (кукушки)

- Птица - (птицы)

- Гнездо - (гнёзда)

- Птенец - (птенцы)

8. Игра «Собери картинку»

Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

Логопед : Ребята, достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Логопед : Расскажите, чьи изображения вы сложили.

Дети: Это грач.

Логопед : Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.

9. Упражнение «Кто нет?»

Логопед предлагает запомнить слайд с перелетными птицами, затем закрыть глаза, а открыв сказать, какой птицы нет.

Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11

Логопед : Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты. Помощью

Итог занятия.

(Оценка работы детей)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что им понравилось делать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речиДидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Здравствуйте, дорогие друзья и.

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 летДидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 лет Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обогащать словарный запас. 2. Упражнять.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 14:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД