Елена Козлова
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы
Тема: «Перелетные птицы»
Коррекционно-образовательные цели.
Публикация «Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закрепление знаний детей о перелетных птицах. Знакомство детей с понятиями : «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, жаворонке, граче и ласточке; обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи : -образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе;
-образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах; Коррекционно-развивающие цели.
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели.
-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.
Оборудование: текст стихотворения И. 3. Суриковой «Весна», иллюстрации перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы, мяч.
Ход занятия:
Организационная часть:
Логопед читает стихотворение И. 3. Сурикова «Весна»
Над землею воздух дышит
День от дня теплее
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Восходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети, -
Веселятся крошки.
Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело.
Берега крутые роет,
Разлилась широко.
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.
Основная часть:
1. Логопед : Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О весне.
Логопед : Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Дети: Хорошее, веселое, радостное, весеннее, солнечное.
Логопед : О каких приметах весны в нем говорится?
Дети: С каждым днем теплее, стали утром зорьки ярче, восходит солнце над землею с каждым днем все выше, верба нарядилась в белые сережки, лед на речке треснул. Логопед : Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны?
Дети: Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы.
Слайд 1
Логопед : А как называются птицы, которые прилетают из теплых краёв?
Дети: Перелетные.
Логопед : Назовите перелетных птиц.
Дети: Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка и т. д.
2. Отгадывание загадок о перелетных птицах.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки (отгадывая загадки выкладываются картинки с перелетными птицами) :
• Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда.
Дети: Кукушка.
Слайд 2
Под крышей я леплю гнездо из
комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно пуховую
перину.
Дети: Ласточка.
Слайд 3
• Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту.
Дети: Аист.
Слайд 4
• Красивая птица с блестящим черным опереньем.
Хорошо поет, подражает голосам
других птиц.
Дети: Скворец.
Слайд 5
• Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Дети: Грач.
Слайд 6
• Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.
Его и песни и полет вошли в
стихотворения.
Дети: Жаворонок.
Слайд 7
(При затруднениях в ответах, логопед помогает детям.)
Логопед : Правильно вы отгадали. Так какие это птицы (перелетные).
3. 1 Игра «Отгадай и присядь»
Логопед предлагает детям встать.
Логопед : Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы
услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)
4. Беседа о перелетных птицах.
Логопед : Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Логопед : А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
Дети: Не знаем.
Логопед : Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;
некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;
другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Слайд 8
5. Упражнение «Назови части тела птиц, сравни с человеком»
Логопед : Ребята, посмотрите на птиц, пожалуйста. Логопед показывает поочередно на части тела птиц.
Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.
Логопед : У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Логопед : дети, продолжите предложения:
- У птиц клюв, а у человека. .(рот).
-У птиц крылья, а у человека. (руки).
-У птиц перья, а у человека. (волосы)
-У птиц лапы, а у человека. .(ноги)
- У птиц когти, а у человека. (ногти).
6. Физминутка. Игра: «Назови детеныша»
Логопед : давайте поиграем в игру. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
Грач - (грачонок - грачата).
Скворец - (скворчонок - скворчата).
Кукушка - (кукушонок - кукушата).
Аист - (аистенок - аистята).
7. Упражнение «Один - много»
Логопед : Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач - (грачи).
- Аист - (аисты).
- Жаворонок - (жаворонки)
- Скворец - (скворцы)
- Ласточка -(ласточки)
- Кукушка - (кукушки)
- Птица - (птицы)
- Гнездо - (гнёзда)
- Птенец - (птенцы)
8. Игра «Собери картинку»
Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
Логопед : Ребята, достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.
Логопед : Расскажите, чьи изображения вы сложили.
Дети: Это грач.
Логопед : Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.
9. Упражнение «Кто нет?»
Логопед предлагает запомнить слайд с перелетными птицами, затем закрыть глаза, а открыв сказать, какой птицы нет.
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11
Логопед : Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты. Помощью
Итог занятия.
(Оценка работы детей)
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что им понравилось делать.