Анисат Эльдерханова
Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
o развивать общие речевые навыки, связную речь;
o развивать речемыслительную деятельность;
o развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;
o развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.
Образовательные:
o расширять и обогащать словарный запас по теме;
o учить использовать в речи предложно-падежные конструкции;
o упражнять в правильном согласовании существительных с местоимением «мой»;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
o упражнять в подборе прилагательные от существительных и уменьшительно-ласкательных форм;
o дифференциация звуков [р], [л] в словах.
Воспитательные:
• прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;
• воспитывать культуру речевых высказываний.
Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья», зеркала, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [р].
Ход занятия
1. Организационный момент.
Начинаем занятие. Здравствуйте дети! Давай улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям и поздороваемся с ними. (улыбнулись, поздоровались).
Посмотрите на доску. «Ребус»
( Отгадывание ребуса: изображена цифра 7 и буква Я)
-Какая это цифра?
-Назовите букву.
-А теперь скажите все вместе: «Семья».
- Какое слово получилось?
- Сегодня мы поговорим о семье.
(Дыхательные упражнения)
-Ребята, давайте все вместе отправимся в гости к бабушке. А доберемся мы до нее по нашим звуковым дорожкам. Путь наш будет длинным, сначала пароходом, а затем самолетом. Подходите поочереди к дорожкам, (изолированное произношение звука [л-л-л] – пароход гудит; следующая дорожка полетим на самолете - [р-р-р] – самолет летит, ведем пальцем по дорожке. Вот мы и добрались. Бабушка у нас совсем старенькая, Давайте напомним ей кто к ней приехал.
2. Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки».
Толстые внуки приехали в гости (Надуваем щёки)
С ними худые - лишь кожа да кости (Втягиваем щёки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех потянулись (Губы тянутся вперёд)
Утром проснулись – в улыбочку губы (Снова широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (Широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (Соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (движений языком в положении за нижними зубами)
Губы сожмём мы и рот прополощем (Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы)
Блюдца поставим - положат блины нам (Широкий язык лежит на нижней губе)
Дуем на блинчик - не в щёки, не мимо (Подуть на широкий язык)
Блинчик жуём, завернём и прикусим (Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)
Чаю попили, никто не обижен (Чашечка из языка)
Вкусный был завтрак - мы губки оближем (Кончик языка облизывает губки по кругу)
Бабушке нашей всегда помогаем.
Нитки в иголки мы ей продеваем (Узкий язык выдвинуть вперёд)
Пуговки круглые попришивали (Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку)
Дедушка сделал для внуков качели (Широкий язык ставится попеременно, то за верхние, то за нижние зубы)
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли (Широкий язык упирается под верхнюю губу)
Прятались на чердаке и в подвале (Широкий язык-под нижнюю губу)
Дедушка скачет на лошади ловко (Щёлкаем языком)
Вот замедляет лошадка шажочки (Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки)
Вот на опушке мы видим грибочки (Присасываем язык к нёбу и открываем рот)
Вот из сарая индюшка пришла
Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ» и ушла. (Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.)
- Спасибо дети, молоды.
Давайте скажем бабушке и дедушке какие они и вся наша семья
2. Дидактическая игра «Опиши, какая, какой».
- Я вам буду говорить слово «Бабушка», опиши какая она: ласковая, добрая, строгая.
Дедушка, мама, папа, сестра. брат
А теперь расскажем вы расскажите о своей семье.
3. Беседа о семье.
Рассказ о своей семье
–– А кто хочет рассказать о своей семье?
Логопед задает наводящие вопросы.
- С кем ты живёшь?
-Кто у вас в семье старший, младший?
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- У кого есть братья (сёстры?
- Они старше или младше вас?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
- Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье.
Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
Предлагаю поиграть в игру и покажем всем какая у нас дружная семья
4. Игра с мячом "Мой, моя, мои"
-Теперь я вам буду называть членов семьи, бросать мяч, а вы будете правильно согласовывать это слово со словом «мой».
- Семья / Моя семья.
- Братья / Мои братья.
- Брат / Мой брат.
- Сестра / Моя сестра.
- Сестры / Мои сестры.
- Бабушка / Моя бабушка.
- Дедушка / Мой дедушка
- Родственники / Мои родственники.
- Мама / Моя мама.
- Папа / Мой папа.
- Родители / Мои родители.
Молодцы дети.
5. Пальчиковая гимнастика (массаж пальчиков) «Моя семья».
Раз, два, три, четыре. (использование суджок-кольца)
Кто живет у нас в квартире? (Сжимаем, разжимаем пальцы)
Этот пальчик – дедушка (Надеваем кольцо на большой палец)
Этот пальчик – бабушка (Надеваем кольцо на указательный палец)
Этот пальчик – папочка (Надеваем кольцо на средний палец)
Этот пальчик – мамочка (Надеваем кольцо не безымянный палец)
Этот пальчик – я (Надеваем кольцо на мизинец)
Вот и вся моя семья! (Сжимаем и разжимаем пальцы)
6. Звуковая гимнастика, сопровождающаяся движениями.
«Семейный субботник»
Ра-ра-ра- марширует вся семья (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем вместе двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
А пока мы были на субботнике бабушка приготовила для нас обед.
8. Дифференциация звуков [р] и [л] в словах. Игра «Угощения для внуков».
-Сегодня бабушка будет угощать вас горячим чаем и блинами с малиновым вареньем. А что же она приготовит для вас в следующий раз?
-Девочки пусть выбирают и называют картинки-угощения, в названиях которых есть звук [л], а мальчики – в названиях которых есть звук [р].
-Предметные картинки лежат вперемешку на столе: [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс. ; [л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила.
10. Итог занятия. Рефлексия.
-Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
-Какие звуки различали?
-Что вам понравилось больше всего?
-А на следующем занятии мы будем учить с вами скороговорки на звук Л-Р
-Спасибо за занятие. До свидания.