Вотрина Светлана Анатольевна
Логопедическое занятие «Лесная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по закреплению звука Ш
на тему: «Лесная мозаика»
(старшая возрастная группа детей с ОНР)
[/b]
Коррекционная программа:
«Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей»
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.
Публикация «Логопедическое занятие „Лесная мозаика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Конспект НОД по закреплению звука Ш в словах и предложениях
Группа: подготовительная
Тема НОД: «Лесная мозаика»
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: закрепить правильное произношение звука Ш, активизировать словарь на тему «Осень», закрепить умение составлять предложения по картинкам.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
«Речевое развитие»
закрепление звука Ш в словах и предложениях ;
обогащение и активизация словаря признаков (холодная, дождливая, пасмурная, сухие, желтые, теплая, осенняя);
образование и употребление в речи ласкательной формы существительных;
закрепление умения составлять предложения по картинкам;
«Познавательное развитие»
закрепление навыка различать признаки осени от других времен года.
Коррекционно- развивающие:
«Речевое развитие»
развитие речевого и неречевого дыхания, длительного речевого выдоха ;
развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, схожих по звучанию;
«Физическое развитие»
развитие общей и мелкой моторики рук ;
«Познавательное развитие»
развитие зрительного восприятия, памяти;
развитие слухового восприятия.
Коррекционно- воспитательные:
«Социально-коммуникативное развитие»
развитие навыка сотрудничества ;
воспитание навыков самостоятельности;
развитие навыка самоконтроля за правильным произнесением звука Ш;
воспитание навыков активности, инициативности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Форма организации НОД: подгрупповая (2 человека)
Формы реализации видов деятельности: игры с речевым сопровождением, игры на закрепление звука Ш в словах и предложениях, игры на развитие фонематического восприятия, дыхания, мелкой моторики, на формирование лексико-грамматического строя, на развитие внимания, памяти и др.
Оборудование: конверты с изображением признаков времен года, трубочки, маленькие карточки с изображением грибов, корзинка, листья с картинками на звуки, поднос с песком, деревянные брусочки, магнитная доска, блюдце, большой лист с изображением дерева (либо нарисовано на доске, презентация (мультимедийное сопровождение (осенний лес, старичок Лесовичок, картинки со звуком Ш, музыкальное сопровождение (звуки леса, шипение змеи, спортивный мат, «пеньки».
Ход НОД:
1. Организационный момент: (дети стоят, слайд 1-осенний лес)
Логопед : Ребята, а вам известно, какое сейчас время года? (Осень) А что же происходит с природой осенью? (листья становятся желтыми, красными, опадают на землю, погода дождливая, холодная и др.) В какую одежду одеваются люди? (Люди одеваются в теплую одежду)
2. Упражнение на развитие дыхания: (слайд 2, звучат звуки леса)
Логопед : Погода за окном нас еще радует, самое время отправиться нам в волшебный осенний лес. Представьте, что мы оказались на лесной полянке, светит ласковое солнышко, поют птички, а грибов вокруг видимо-невидимо! (дети гуляют по залу, перешагивают через пенечки) А в этом лесу хозяйничает старичок Лесовичок. (слайд 3- Лесовичок) Он очень занят, ведь он следит за тем, чтобы времена года шли правильно, не обгоняя друг друга. И он совсем не успевает собирать грибы. Поможем ему собрать грибочки в корзинку с помощью трубочек (дети с помощью трубочек пытаются на вдохе удержать картинку на весу и донести ее до корзинки) (слайд 2, звуки леса)
3. Пальчиковая гимнастика: (упражнение «Змейки», Ланина Т. Н. «Коррекция сенсомоторного уровня развития» Программа «Дельфин», дети сидят за столом, звучит шипение змеи, слайд 5)
Логопед : Ребята, присядем на пеньки, отдохнем немного. Слышите, кто-то шипит? Кто это может быть? (Это шипит змея) А что, если нам попробовать превратиться в змей и пошипеть? (правая рука в кулак, большой палец начинает волнообразные движения, сопровождаемые шипением, затем добавляется указательный и т. д. Затем вся рука совершает волнообразные движения. Тоже самое проводим с другой рукой)
4. Упражнение на развитие слухового внимания: (дети гуляют по залу, на мольберте рисунок дерева, под ним разбросаны осенние листья с картинками на разные звуки, звучит музыка леса, слайд 6, звуки леса, проходит по сенсорным дорожкам)
Логопед : А мы продолжаем путешествие по сказочному лесу. Посмотрите, какие красивые дорожки. Нужно пройти, наступая на зеленую травку. (проходят) Ребята, смотрите, какое грустное дерево. Как вы считаете, почему оно такое грустное? (Потому что на нем нет листочков) Глядите, под ним разбросаны листочки с картинками. Как же нам ему помочь? (Нам нужно приклеить листочки на дерево) Мы можем украсить наше деревце листочками, но только с картинками со звуком Ш (находят, называют, следим за правильным произнесением звука Ш)
5. Упражнение на развитие фонематического восприятия: (дети снова гуляют по залу, на полу спортивный мат, поднос с песком и деревянные бруски (или шишки, на экране картинки со звуком Ш)
Логопед : Наша прогулка по осеннему лесу продолжается. Посмотрите, мы вышли на небольшую песочную полянку (садятся на ковер) Старичок Лесовичок очень любит придумывать разные задания для детей. Вот и сейчас он хочет узнать, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы будьте внимательны. Когда вы услышите слово, подходящее к картинке на экране, поочереди выкладывайте брусочки (шишки) на песок.
Слова:
жар-шар, крыса-крыша, миска-мышка-мишка, каска-кошка-кашка, усы-уши, мыс-мышь.
6. Формирование длительного речевого выдоха:
Логопед : Какие вы молодцы, ребята, справились с заданием Лесовичка. А теперь, ребята, наберите много воздуха и проведите пальчиком линию между наших брусочков, произнося звук Ш (шшшш)
7. Физминутка: (дети встают)
Логопед : Пришла пора нам немного размяться!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять!
Раз и два, вперед нагнуться,
Раз и два, назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней (показать силу,
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
8. Развитие лексико-грамматического строя речи: (мольберт с магнитной доской, 2 конверта с заданиями)
Логопед : Наш старичок Лесовичок очень любит пошутить. Он припрятал для нас конверты с заданиями, с которыми еще никто не смог справиться. Попробуем их отыскать? (дети находят конверты, открывают их, достают картинки, раскладывают их на столе)
Логопед : Ребята, вы видите картинки, которые относятся к разным временам года. Как вы считаете, картинки какого времени года нам нужно выбрать? (Осени)
Дети поочереди подбирают картинки, озвучивают, составляют предложения и приклеивают на магнитную доску.
9. Игра «Назови ласково» (с магнитной доской)
Логопед : Попробуем назвать наши картинки ласково?
10. Развитие зрительной памяти и внимания: (игра «Что пропало?»)
Логопед : Запомните все, что есть на нашей магнитной доске, закройте глаза, а я спрячу несколько картинок. Попытайтесь отгадать, что же я спрятала.
11. Итог:
Наше занятие подходит к концу. Что вам запомнилось, что больше всего понравилось?
Я надеюсь, что эта осень подарит нам еще много чудесных солнечных деньков, радостных событий, улыбок и встреч.