Наталья Мехедова
Логопедическое занятие для детей старшей группы «Путешествие в страну Грамотеев»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие для детей старшей группы
«Путешествие в страну Грамотеев».
Цели: продемонстрировать методы и приёмы, способствующие формированию и развитию фонематического восприятия, грамматического строя речи, зуко-слогового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о механизме образования звуков (согласный — гласный, твердый — мягкий, звонкий — глухой) и их акустических особенностях;
Публикация «Логопедическое занятие для детей старшей группы „Путешествие в страну Грамотеев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
-закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», «предлог»;
- упражнять в выделении гласных из состава слова, определении позиции звука в слове (начало, середина);
- совершенствовать умение составлять грамотно предложения;
- совершенствовать умение делить слова на слоги;
- соотносить графический образ буквы со звуком;
- закреплять умение подбирать соответствующие предлоги и употреблять их в речи;
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематический слух, зрительное, слуховое восприятие;
- формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;
- развивать мелкую моторику;
- развивать произвольное внимание, словесно-логическое мышление;
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, желание помочь сказочному герою;
- воспитывать культуру речевого общения, умение слушать, запоминать
задание и точно его выполнять;
- самостоятельно преодолевать трудности при достижении цели и принимать
активное участие в организованной деятельности.
Методические приемы: игровая мотивация, беседа, дидактические игры, художественное слово (загадки, вопросы логопеда, пальчиковая гимнастика, присутствие сказочных героев, ИКТ.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта «Страны Грамотеев»; картинки «зашумленные буквы»; предметные картинки; камушки, мячик; «сигнальчики» (вата, камушек, колокольчик,мольберт, цветные мелки, цветные макаронины, резиночки, палочки Кюизнера, презентация Microsoft PowerPoint.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Грамотеев. Мы ненадолго превратимся в путешественников, поэтому нам понадобится карта. Посмотрите, на этой карте есть города, лес, ручейки, озера. Вы готовы отправиться вместе со мной?
Дети. Да!
Логопед. Чтобы нам попасть в первый город на нашем пути Звукоград, вам нужно превратиться в звукознаек.
Ну-ка, глазки закрывайте, в звукознаек превращайтесь! (Звучит таинственная музыка.) Вот вы и превратились в звукознаек и оказались в Звукограде. Ну, а звукознайки должны знать все звуки. Какие звуки вы знаете?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. Ребята, а какие звуки мы называем гласными, почему?
Дети. Те звуки, которые можно петь и тянуть как ниточку.
Логопед. А какие звуки называются согласными и почему?
Дети. Если мы произносим звуки и наш голос встречает препятствия, то эти звуки называются согласными.
Логопед. Предлагаю поиграть в игру «Верни мне гласный».
Мяч лови и мяч бросай,
Какой гласный — называй.
Дети встают в круг, логопед по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя слово, ребенок возвращает мяч в руки логопеду, называя гласный звук из этого слова (слова: мир, куст, сон, мак и пр.).
’
Игра «Раз, два, три — сигнальчик подними».
Логопед произносит звуки, а дети поднимают сигнальчики (перышко, камушек, коробочка, вата).
Игра «Разноцветные макароны».
Логопед называет слова, дети определяют первый звук в слове и нанизывают на шнурок разноцветную макаронинку.
Игра «Определи место звука в слове» (работа с картинками на экране).
Ручеек Запоминаек
Логопед. Ребята, продолжаем наше путешествие. Следующий город на нашей карте – Буквоград. Посмотрите, на нашем пути возникло неожиданное препятствие — ручеек. Этот ручеек необычный – он называется ручеек Запоминаек. И чтобы переправится через этот ручей, нужно внимательно послушать и повторить цепочку слов.
Весна — апрель — капель.
Медаль – педаль - эмаль.
Соль – фасоль – моль.
Лейка – наклейка – лента.
Зайка – майка – кнопка.
Малыш - камыш – зонтик.
Мальчик – зайчик – цветок.
Кошка – сапожки – ленточка.
Ветка – клетка – полочка.
Буквоград
Логопед. Переправившись через ручеек Запоминаек, мы оказались в Буквограде. Здесь живут буквознайки, и мы тоже сейчас превратимся в буквознаек (звучит таинственная музыка). А играть мы с вами будем в интересные игры с буквами.
Игры: «Сделай букву из резиночек» (работа по парам)
Слайд 7, 8 «Зашумленные буквы».
«Цифры по порядку соедини - букву назови»
Логопед. Вперед, друзья, нас ждут новые испытания.
Лес Чудес.
Логопед. Посмотрите, ребята, на нашем пути — лес Чудес. И в этом лесу живет Кот ученый (появляется Кот Ученый с книгой, на шее – очки).
Кот Ученый. Здравствуйте, ребята, мур-мур. Куда путь держите?
Логопед. Мы с ребятами путешествуем по стране Грамотеев. Побывали в гостях у звукознаек, зашли в Буквоград, теперь направляемся дальше.
Кот Ученый. Мяу. Путешествовать по стране Грамотеев могут только внимательные и любознательные дети, как я.
Логопед. Между прочим, многоуважаемый кот, наши дети очень даже внимательные, многое знают и умеют.
Кот Ученый. Так вы умненькие - разумненькие? Сейчас проверим. У меня есть волшебная книга, в ней собраны загадки обо всем на свете. Вам я загадаю загадки о буквах. Внимательно слушайте, если отгадаете правильно, на этом волшебном экране появятся буквы. Готовы? Начинаем!
Кот ученый.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы).
Буква вроде шалаша.
Эта буква хороша!
И хоть она проста на вид -
начинает алфавит. (Буква А).
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (Буква О).
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (Буква З).
Эта буква широка
И похожа на жука. (Буква Ж).
Да, вы правильно решили:
Букву пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Кот Ученый. Еще одно задание на внимание. Игра под названием «Он – она». Ну-ка, дети, не зевайте, очень быстро отвечайте, слово в стих мой добавляйте:
Он слон – она … слониха,
Он лось – она ….
Он кот – она ….
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так, сыграем ещё раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
Он заяц – она …
Он ёж – она ….
Он бык – она …
Всем знакомо это слово.
Да, да, да – она корова.
Кот Ученый. Ну, что ж, с заданиями вы справились. А сейчас кошачий танец. Маэстро, музыку (танец кота и ребят под музыку «Мяу, мяу, мур-мур-мур).
Кот Ученый. Вижу, ребята - вы внимательные и любознательные. Счастливого вам пути. Не забывайте в школе читать книжки!
Озеро Спокойствия
Логопед. Отправляемся дальше в путь. Ребята, посмотрите на карту, что это раскинулось перед нами? Это же озеро Спокойствия (звучит музыка).
Давайте посидим на берегу озера, на песочке, послушаем удивительную музыку и поиграем камушками.
Камушек маленький я посжимаю
И ладошку поменяю.
Камушек мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
По песку круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Дружит камушек с рукой —
Вот я фокусник, какой!
Словоград
Логопед. Ребята, отдохнули? Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на карту, после озера Спокойствия на нашем пути расположился город Словоград. Здесь живут словознайки. Ну-ка, глазки закрывайте, в словознаек превращайтесь (звучит таинственная музыка).
Логопед. Сейчас мы будем с вами играть в игры со словами.
Игры:
«Определи: короткие и длинные слова» (цветные палочки Кюизнера).
«Размести картинки по вагончикам» (цветные картинки на экране).
«Новые слова» (дом – дым, сок – сук, сон – сын, кит – кот).
Фразоград
Логопед. Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на карту - перед нами раскинулся город Фразоград, в котором живут фразознайки. Все жители этого города разговаривают очень грамотно, фразами и предложениями. Ой, ребята, посмотрите, кто-то к нам идет на встречу (появляется Незнайка). Да это же Незнайка из Солнечного города.
Логопед. Здравствуй, Незнайка, а почему ты такой хмурый, что случилось?
Незнайка. Здравствуйте, ребята. Э-эх. Вчера вот двойку получил по домашнему заданию. Я ведь теперь в школе учусь, в первом классе.
Логопед. А за что же ты двойку получил? С чем не справился?
Незнайка. В домашней работе надо было мне исправить неправильные предложения. А я не смог…. мой учитель сказал мне, что на уроке я невнимательно слушал, поэтому с домашним заданием и не справился. Ага, попробуй тут быть внимательным, вчера по классу такая муха летала…. Видимо, пока я считал, сколько раз она облетит класс, урок и прослушал…
Логопед. А вы ребята, умеете правильно строить предложения, так чтобы всем было понятно? Давайте поможем Незнайке (берет тетрадь у Незнайки, читает неправильные предложения – ребята исправляют).
«Исправить неправильное предложение».
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Камыши сидят в лягушке.
Леденцы купили Полину.
Листья сидели на улитках.
На белке сидела елка.
Заяц поймал лису.
В розах растут сады.
Незнайка. Ух ты, как здорово у вас получается. Я все внимательно слушал, и чтобы не забыть, скорее побегу домой, все ваши правильные ответы запишу в тетрадь. Завтра точно пятерку получу! Спасибо, ребята (уходит).
Логопед. Ребята, вы большие молодцы. Помогли Незнайке. Я уверена, что Незнайка добрый и славный мальчишка, только вот не всегда внимательный и рассеянный к тому же.
А скажите мне, ребята : что такое предлоги?
Дети. Предлоги – это маленькие слова, которые обозначают, подсказывают нам, где находится один предмет по отношению к другому предмету.
Логопед. Посмотрите на экран, на экране - комната Незнайки. Все свои шляпы Незнайка разбросал по комнате. Давайте внимательно посмотрим и скажем, где же лежат эти шляпы, подобрав подходящие предлоги.
Игра «найди Незнайкины шляпы»
Логопед. Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу. Мы с вами прошли длинный путь. Перед нами - замок принцессы Азбуки (звучит красивая музыка).
Логопед. Посмотрите, к нам идет принцесса Азбука.
Принцесса Азбука. Здравствуйте, ребята. Вы проделали длинное путешествие по стране Грамотеев. Побывали в гостях у моих поданных в Звукограде и Буквограде, зашли в Словоград и помогли Незнайку в Фразограде. Играли в разные игры, выполняли интересные и сложные задания. Со всеми заданиями вы справились? А мои загадки отгадаете? Слушайте.
Сколько всего букв в алфавите?
Какая буква последняя?
А какая буква первая?
А какие буквы никогда не обозначают звуков?
Принцесса Азбука. Вы мне очень понравились. Вы любознательные, сообразительные и внимательные. Я хочу угостить вас сладостями.
Логопед. Спасибо, принцесса Азбука! Ребята сладости очень даже любят.
Логопед. Ребята, наше путешествие закончилось. Понравилось оно вам? Впереди - целое лето. Вы отдохнете, наберетесь сил, подрастете. А 1 сентября пойдете в школу, в первый класс. Постарайтесь не растерять те знания, умения, навыки, которые приобрели здесь в детском саду. Этих знаний вам будет вполне достаточно, чтобы успешно учиться в школе. Успехов вам, будущие школьники!
А для тебя, принцесса Азбука, звучит песня «Детский сад»