Шилова Любовь Владимировна
Логопедическое занятие для 2 класса с детьми с ОВЗ «Лексическая тема «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОВЗ
лексическая тема «Овощи»
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания учащихся об овощах, внедрить в образовательный процесс приёмы, активизирующие интеллектуальные способности детей.
Коррекционно-образовательные:
• активизировать и расширять словарь по теме «Овощи»
• закрепить умение выполнять звуко-слоговой анализ
• стимулировать речевую активность детей
Публикация «Логопедическое занятие для 2 класса с детьми с ОВЗ „Лексическая тема „Овощи“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• формировать грамматический строй речи
Коррекционно - развивающие:
• развивать артикуляционную и мелкую моторику
• развивать фонематическое восприятие
• развивать длительность и плавность речевого выдоха
• развивать координацию движений с речью
• развивать связную речь
• развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.
Коррекционно - воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру
• воспитывать умение правильно вести себя
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Картинка дедушки с бабушкой, картинки для выполнения артикиляционной гимнастики, картинки с изображением овощей (помидор, огурец, баклажан, корзина с овощами, опорная схема для составления загадки, овощи и листочки для развития речевого дыхания, подарочная морковка.
Раздаточный материал:
Рисунок половинки овоща, подписанная грядка гласными буквами, овощ лишние буквы, карточка для определения первого звука в слове, карточка со словом «овощи»
Ход занятия
Л. : - Здравствуйте ребята. Проходите к столу, посмотрите, что у меня есть в корзинке?
Д. : - Перец, морковка, баклажан, капуста, чеснок
(Дети берут овощи и рассказывают о них)
Л. : - А как можно назвать это все одним словом?
Д. : - Это овощи!
Л. : - Правильно, всё это овощи. Овощи растут в огороде на грядке. И сегодня мы с вами отправимся к бабушке и дедушке. Чтобы отправиться в гости, нужно назвать овощ в котором два слога.
Д. : - Чеснок, перец, морковь, тыква, фасоль, редис, редька.
Л. : - А теперь выполним артикуляционную гимнастику!
(Логопед перечисляет артикуляционные упражнения, дети выполняют их).
1. «Тыква». Вот пришли мы в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву (упражнение «Окно»).
2. «Толстячки-худышки». Какая тыква большая (надуть щеки) и какой тоненький стручок гороха (втянуть щеки).
3. «Спрячем стручок гороха за щеку» (упражнение «Футбол»).
4. «Стручок гороха лопнул». (упражнение «Лошадка»).
5. «Кабачок». Кабачок, кабачок, покажи ка свой бочек (широко открываем рот, закрыть широким языком верхние зубы, опустить язык за нижние зубы).
6. «Лопата».
7. «Копаем картошку» (выполняют упражнение «Чашечка»).
Л. : - Грядки у бабушки и дедушки были промаркированы, но прошел дождь и половинку каждого овоща смыл. Помогите, пожалуйста, дедушке и бабушке, дорисуйте вторую половинку овоща на картинке.
(Дети выполняют задание).
Л. : - Другие грядки были подписаны, но дождь и согласные буквы смыл. Узнайте по гласным, что растет на грядке и положите туда нужный овощ.
(Дети выполняют задание).
Л. : - А на некоторых табличках появились лишние буквы, попробуйте узнать какие овощи были подписаны.
(Дети выполняют задание).
Л. : - Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями. А сейчас будьте внимательны и доскажите за мной последнее слово чистоговорки. ОР-ОР-ОР созрел красный…
Д. : - Помидор.
Л. : - ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ съели вкусный …
Д. : - Огурец.
Л. : - ЖАН-ЖАН-ЖАН лежит на грядке …
Д. : - Баклажан.
Л. : - У некоторых овощей мы собираем плоды в земле, а у некоторых на стеблях, над землей. Я буду называть овощ, а вы показывать, где он растет.
(Логопед называет овощи, дети выполняют соответствующие движения – поднимают пальцы вверх или опускают вниз).
Л. : - Возьмите картинку и назовите, что нарисовано.
(Дети называют, что у них изображено на картинках).
Д. : - У меня морковь.
Л. : - А какой сок делают из моркови?
Д. : - Морковный.
Д. : - У меня кабачок.
Л. : - Как сказать правильно, на грядке выросло много чего?
Д. : - Кабачков.
Д. : - У меня капуста.
Л. : - Салат из капусты какой?
Д. : - Капустный.
Л. : - Молодцы. Сейчас я буду рассказывать вам об овощах, но если я скажу что - то неправильно, вы должны стукнуть кулачком по столу. Л. :- Зеленый огурец, горькая морковь, плоды перца растут в земле, синий помидор, горох круглый, урожай овощей собирают весной.
(Дети выполняют задание).
Л. : - Вы внимательно слушали, поэтому все правильно выполняли, конечно овощи собирают осенью, некоторые овощи хранят свежими, а некоторые консервируют. И мы с вами сейчас разберем овощи, поможем дедушке и бабушке их заготовить на зиму. Те овощи, которые хранят свежими, положим в ящик, а которые консервируют в банки.
(Дети разбирают овощи).
Л. : - А сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Засолим капусту на зиму».
Что еще у нас за куст?
Что еще у нас за хруст?
Как же мне без хруста?
Если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту мнем, мнем.
В бочки плотно мы уложим.
Бочки мы в подвал снесем.
(Дети повторяют движения за логопедом).
Л. : - Ребята послушайте, когда идет дождь, как он шумит по листьям?
Д. : - Ш-ш-ш.
Л. : - Когда мы произносим звук «Ш», у нас губы улыбаются или круглые?
Д. : - Круглые.
Л. : - А где находится язык?
Д. : - Вверху.
Л. : - А какой воздух выходит изо рта?
Д. : - Теплый.
Л. : - Этот звук гласный или согласный?
Д. : - Согласный.
Л. : - Почему этот звук согласный?
Д. : - Когда мы его произносим, то встречаем преграду во рту.
Л. : - Правильно. А звук «Ш» мягкий или твердый?
Д. : - Твердый.
Л. : - да, звук «Ш» всегда твердый. А он глухой или твердый, послушайте работает горлышко или нет?
Д. : - Глухой.
Л. : - Все правильно, звук «Ш» согласный, твёрдый, глухой и когда мы его произносим у нас губы круглые, язык поднят вверх и воздух изо рта выходит тёплый. А сейчас выходите подуем с вами на листочки.
(Дети выполняют дыхательную гимнастику).
Л. : - А сейчас пойдем пошуршим ногами по листочкам.
(Дети выполняют задание)
Л. : - Зимой все любят играть в снежки, а мы с вами сейчас поиграем листьями.
(Дети выполняют кинезиологического упражнения «Снежок»)
Л. : - Мы сегодня с вами много говорили об овощах. Кто из вас хочет загадать загадку про овощ?
(Описание овоща по схеме).
Л. : - Пока мы с вами занимались бабушка что то приготовила, а чтобы узнать, что она приготовила нужно написать первую букву названия овоща.
(Дети выполняют задание).
Д. : - Получилось слово «суп».
Л. : - Бабушка приготовила нам овощной суп. Посмотрите в свою тарелку с супом и обведите карандашом овощ, который не попал вам в тарелку.
Д. : - Чеснок.
Л. : - Да, к вам в тарелку не попал чеснок. Сегодня мы с вами говори об овощах. Возьмите карточки и посмотрите как пишется слово «ОВОЩИ». Назовите первую букву в этом слове, а какая третья, назовите последнюю. Выложите схему этого слова. Переверните листок и запишите слово «ОВОЩИ».
(Дети выполняют задания).
Л. : - А теперь покажем, что выросло у нас в огороде.
Вырос у нас чеснок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг огород.
Л. : - Наше занятие подошло к концу, о чем сегодня мы говорили на занятии? Сегодня мы говорили об овощах. Вы внимательно меня слушали, поэтому правильно дорисовали и подписали грядки, хорошо выполняли гимнастику, не ошибались где растут овощи, правильно произносили звук «Ш»,описывали овощи, составляли загадку по схеме,правильно определяли первый звук в слове, запомнили как пишется слово «ОВОЩИ». А теперь нам пора прощаться с бабушкой и дедушкой. Посмотрите, какие замечательные, сладкие морковки они нам приготовили. Скажите им спасибо.