Ирина Кудякова
Логопедическое групповое занятие по теме «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня,
дизартрией стёртой формы
Возраст детей: подготовительная к школе логопедическая группа
Тип занятия : обобщение и систематизация знаний
Тема занятия : «Овощи»
Цель занятия : закрепление лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
Публикация «Логопедическое групповое занятие по теме „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- Обобщение и систематизация знаний об овощах.
- Формирование представлений о способах приготовления овощей, методах их выращивания. Пополнение словаря соответствующими глаголами.
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.
- Совершенствование грамматического строя речи (побор определений, согласование существительных с прилагательными, с предлогами, образование прилагательных).
- Развитие навыка образования существительных множественного числа.
- Развитие связной речи. Развитие навыка составления рассказа-описания с опорой на схему.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств.
- Развитие связной речи, словесно-логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, пространственных представлений.
Воспитательные задачи.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мешочек с муляжами овощей, мяч, картинка с изображением огорода, эмблемы овощей по числу детей, схема для составления рассказа-описания.
Продолжительность занятия : 30 минут.
Количество детей: 6 человек.
Форма работы: подгрупповая
I. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие словесно-логического мышления.
2 мин.
Логопед : Ребята, сегодня я принесла подарки осени. А что это за подарки вы сейчас должны угадать:
(дети слушают и отгадывают загадки, логопед вынимает из мешочка муляжи отгадываемых овощей)
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет —
Вот и завтрак, и обед.
(Картофель.)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор.)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это (Репка.)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке
она. (Редиска.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет.
(Редька.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый.
(Огурец.)
Сладкий — съешь и целиком,
Горький — тронешь языком,
Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем.
(Перец.)
Логопед : Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (овощи)
. Основная часть.
1. Беседа об овощах. Расширение словарного запаса по теме. Закрепление знаний об овощах. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными).
3 мин.
Логопед : Ребята, а еще какие овощи вы знаете? (достает остальные муляжи овощей)
- Почему я назвала их подарками осени? (созревают осенью)
- Где растут овощи? (в огороде на грядках)
- А как растут овощи? (достается картинка с изображением огорода)
Овощи могут расти в земле и на земле. Давайте назовем те овощи, которые растут в земле? (свекла,морковь)
- Как вы узнали? Чем они отличаются от остальных? (корешок есть)
- Ребята а как выращиваются овощи? Что нужно делать? (посадить, поливать, рыхлить, полоть, удобрять)
- Вы знаете как готовят овощи? Что с ними делают? (жарят, варят, тушат, солят, консервируют, замораживают, делают заготовки на зиму – сок, икру)
- А какие овощи вы любите? Андрей какой овощ ты любишь? (горох)
- Почему? Какой он? (он зеленый, сладкий, вкусный)
- Маша, а ты какой овощ любишь? (помидор)
- А он какой? (красный, сочный, круглый)
(логопед спрашивает остальных детей и просит их описать свои любимые овощи)
2. Игры с мячом «Назови ласково», «Один-много»
Развитие координации. Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Развитие навыка образования существительных множественного числа.
5 мин.
Логопед : Ребята, а сейчас мы немножко поиграем. Я называю овощ и бросаю вам мяч, а вы должны назвать этот овощ ласково и вернуть мяч мне. Будьте внимательны. Мячик бросаем осторожно.
- Капуста (капустка).
- Помидор (помидорчик).
- Огурец (огурчик).
(называются еще 5-6 овощей)
Логопед : Ребята, сейчас правила игры изменятся. Я называю один овощ – а вы много.
- Тыква (тыквы).
- Кабачок (кабачки).
- Редька (редьки).
(называются еще 5-6 овощей)
Логопед : Молодцы, ребята. Справились с заданием.
3. Упражнение с предлогами.
Развитие пространственных представлений. Развитие навыка правильного употребления предлогов перед, между, за, после). Развитие навыка согласования существительных с предлогами.
3 мин.
Логопед : Ребята, посмотрите внимательно на то, как расположены наши овощи (муляжи лежат в ряд).
Скажите, что лежит перед свеклой? После редьки? Между капустой и огурцом? Перед тыквой? А где лежит помидор? (После картофеля и перед луком, между картофелем и луком)
(спрашивается о местоположении еще 5-6 овощей)
4. Физкультминутка Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи.
3 мин.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.
Дети маршируют на месте,
идут по кругу, взявшись за руки, «таскают», «копают», «срезают», показывают руками,
«рвут», идут по кругу, взявшись за руки.
5. Игра «Повар».
Координация речи с движением. Закрепление знаний об овощах.
7 мин.
Логопед : Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять — Дети считают хором, хлопают, топают, крутятся, останавливаются
начинаем мы играть. .
Ручками похлопаем,
ножками потопаем.
Покрутились, покружились,
В овощи вы превратились.
(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)
— Что это? (Капуста.)
— Кем ты будешь? (Капустой.)
(Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)
— В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т. д.)
— Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу.)
— Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы.)
— Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту.)
— Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту.)
— Какие овощи можно печь? (Картофель.)
— Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
(Выходят дети с эмблемами овощей : картофель, лук, морковь, чеснок.)
— Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)
— А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)
— Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)
— А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)
— Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.
6. Игра «Магазин».
Развитие навыка образования прилагательных.
Развитие связной речи. Развитие навыка составления рассказа-описания.
5 мин.
Логопед : Ребята, вы пришли в магазин за овощами. Но, чтобы купить овощ, вы должны не произнося рассказать так, чтобы продавец понял, что вам нужно. Поможет вам в этом схема.
Например: Этот овощ растет на земле. Он круглый, красного цвета. На вкус овощ кисло-сладкий. Снаружи покрыт тонкой кожурой, внутри мякоть с мелкими семенами. Я хочу из него приготовить томатный сок.
(дети выходят по одному, описывают овощ и логопед выдает им муляжи)
III. Итог занятия и оценка работы детей.
2 мин.
Логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.