Вероника Хохлова
Логопедическое сопровождение детей с ТНР в условиях логопедического пункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного возраста независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ТНР в условиях логопедического пункта ДОУ» размещена в разделах
Детей с речевыми нарушениями можно считать группой педагогического риска, так как их особенности развития затрудняют формирование готовности к школьному обучению. Проявление тяжелого нарушения речи значительно затрудняют полноценное и своевременное усвоение детьми таких образовательных областей как социально – коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствует в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и связной речи. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Воспитанники с нарушениями речи нуждаются в особой организации коррекционно-развивающего процесса, содержание и формы которого должны учитывать возможности данного контингента детей.
С целью осуществления коррекционной работы на базе МБДОУ «Д/с №10» функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Один из этапов коррекционной работы - выявление речевого недоразвития у детей дошкольного возраста. Полученные результаты обследования анализируются с целью планирования содержания коррекционно-развивающей логопедической деятельности в рамках индивидуальной и подгрупповой форм работы.
В феврале 2016 года в МБДОУ «Д/с №10» учителем-логопедом было продиагностировано:
Учебный период ФЕВРАЛЬ 2016
Обследовано, из которых: 53 (100%)
с нормальным уровнем речевого развития 16(30%)
с речевыми нарушениями 37 (70%)
Зачислено на логопункт 20
• 6 (30%) человек – ОНР (общее недоразвитие речи) III уровня;
• 7 (35%) человек – ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
• 7 (35%) человек - ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
Количество детей, получивших коррекционную помощь на логопункте за 2015-2016 учебный год 22
В сентябре 2016 года учителем-логопедом было обследовано :
Учебный период СЕНТЯБРЬ 2016
Обследовано, из них: 60 (100%)
с нормальным уровнем речевого развития 33 (55%)
с речевыми нарушениями 27 (45%)
Зачислено на логопункт 20
• 10 (50%) человек – ОНР (общее недоразвитие речи) III уровня;
• 10 (50%) человек – ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
Количество детей получивших коррекционную помощь на логопункте за 2016-2017 учебный год 20
В сентябре 2017 учителем-логопедом было обследовано :
Учебный период СЕНТЯБРЬ 2017
Обследовано, из них: 82 (100%)
с нормальным уровнем речевого развития 29 (35%)
с речевыми нарушениями 53 (65%)
Зачислено на логопункт 22
• 8 (36%) человек – ОНР (общее недоразвитие речи) III уровня;
• 12 (55%) человек – ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
• 2 (9%) человек – заикание.
Количество детей, получивших коррекционную помощь на логопункте за 2017-2018 учебный год 22
В сентябре 2018 года в ходе логопедического обследования было продиагностировано:
Учебный период СЕНТЯБРЬ 2018
Обследовано, из них: 180 (100%)
с нормальным уровнем речевого развития 47 (26%)
с речевыми нарушениями 133 (74%)
Зачислено на логопункт 22
• 8(36%) человек – ОНР (общее недоразвитие речи) III уровня;
• 8 (36%) человек – ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
• 5(23%) человек - ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
• 1 (5%) человек- заикание.
Количество детей, получивших коррекционную помощь на логопункте за весь учебный год На данный момент
22
За период работы учителя-логопеда (с февраля 2016 года по настоящее время) на логопедический пункт были зачислены 86 человек, со следующими заключениями:
- 36 (42%) человек - ОНР (общее недоразвитие речи) III уровня;
- 15 (17%) человек - ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
- 33(38%) человек - ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
- 2 (2%) человека – заикание.
Исходя из полученных данных, очевидно, что число детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушениями речи, возрастает. В связи с этим, перед педагогическим коллективом ставятся задачи не только образовательного характера, а в первую очередь – коррекционно-развивающие, и в частности логопедические.
Таким образом, для качественного и полноценного усвоения образовательной программы ДОУ и дальнейшего обучения в школе, с этими детьми необходимо проводить ежедневную комплексную коррекционно-образовательную работу, предполагающую использование педагогами активных методов и приемов, цель которых – научить детей с ТНР связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Активные методы – (ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малая театрализованная постановка и т. п.) принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ТНР.
Использование разнообразных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ОНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.