Юля Юрченко
Преемственная связь в коррекционно-педагогической работе специалистов в условиях дошкольного логопедического пункта
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации является открытие логопедического пункта в массовом дошкольном учреждении [ Громова 2005:6176].
Публикация «Преемственная связь в коррекционно-педагогической работе специалистов в условиях дошкольного логопедического пункта» размещена в разделах
Можно назвать три группы наиболее распространённых отклонений в речевом развитии дошкольников. Первую составляют те недостатки, которые присущи практически всем детям на определённой возрастной ступени, что связано с незрелостью речевого аппарата. Во вторую группу входят речевые недостатки, обусловленные социальными факторами: неправильное общее и речевое воспитание ребёнка, отсутствие у него необходимого и достаточного опыта общения со взрослыми и сверстниками. Третья группа недостатков базируется на факторах патофизиологического порядка; в неё входят те специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно принято рассматривать с позиции логопедической теории и практики [ Арефьева 2004:46].
Названные причины и обусловленные ими речевые трудности могут повлечь за собой определённые негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определённой мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику. Дети, недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.
В 1950-1960-е годы на необходимость исправления речи в условиях массового детского сада воспитателем с применением педагогических приёмов, а также возможность широкого использования методов логопедической профилактики и пропаганды среди воспитателей и родителей указывали А. М. Александровская, Л. В. Мелехова, М. Ф. Фомичёва, В. И. Селивёрстов, А. С. Фельдберг [Фомичё ва 1987:156].
Н. П. Кузнецова при анализе данных состояния речи детей массовых детских садов сделала вывод о том, что 42% из них имеют недостатки речевого развития той или иной формы и степени выраженности [ Кузнецова 2000:166]. Большинству этих детей логопедическая помощь могла быть оказана педагогами детских садов.
В 1970-1980-е годы, несмотря на становление системы специальных учреждений и групп для детей с нарушениями речи, вопросы организации профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в массовых дошкольных учреждениях также не утратили своей актуальности. Дефицит мест в специальных группах, нехватка квалифицированных специалистов-логопедов и, как следствие этого - неуменьшающееся число воспитанников с недостатками речевого развития в массовых детских садах побуждали к дальнейшему поиску мер, позволивших бы оказывать таким детям логопедическую помощь своевременно и результативно [ Ефименова 1985:120].
Сегодня опора на проведённые в разное время научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими речевые трудности разной степени выраженности в условиях ДОУ общеразвивающего вида, позволяет не только достаточно полно определить основную направленность логопедической работы педагогов, но и конкретизировать их деятельность. Основной целью этой направленности должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости - их своевременному преодолению. Опыт функционирования подобной организации коррекционно-логопедической помощи детям насчитывает на сегодняшний день свыше десяти лет. Однако работу учителя-логопеда в условиях логопункта осложняют многие нерешё нные проблемы: нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнёрами по коррекционно-логопедическому воздействию на детей. Поэтому важно знать специфику организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного логопедического пункта [ Степанова 2003 :79].
В недавнем прошлом при анализе состояния логопедической помощи детям дошкольного возраста в качестве основных негативных моментов отмечались отсутствие квалифицированных специалистов-логопедов и недостаточное число ДОУ для детей с нарушениями речи. В настоящее время в связи с расширением возможностей вузов подготовки специалистов в области логопедии, а также переходом ДОУ к финансово-управленческой самостоятельности и появлением новых видов, форм коррекционно-образовательных учреждений ситуация кардинально меняется [ Сибагатулина 2006: 120].
Поэтому, наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-логопедической работы, что в совокупности позволяет с одной стороны, включить в её сферу более широкий круг дошкольников, а с другой - полнее использовать потенциальные резервы в коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса [ Агранович 2000:280].
Логопедический пункт при дошкольном образовательном учреждении может быть открыт по решению администрации дошкольных образовательных учреждений и при согласовании с местными органами управления образованием на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи.
В основе работы логопедического пункта лежит «кустовой» принцип, в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно или базовое и несколько рядом расположенных ДОУ, а также детей, воспитывающихся в семье и проживающие рядом с логопедическим пунктом.
Основной принцип организации логопедической работы - оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Логопед имеет возможность осуществлять помощь как каждому ребёнку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс речевого развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определённого возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности специалистов ДОУ появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом [ Рычкова 2010:18].
Обязательным условием для открытия логопедического пункта при ДОУ является наличие в учреждении 5-10 групп детей в возрасте от 3 до 6-7 лет и соответствующих условий. На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие нарушения в речевом развитии. При зачислении детей необходимо учитывать характер, степень тяжести речевых нарушений, в первую очередь коррекционная помощь оказывается старшим дошкольникам с нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать успешному включению в процесс систематического школьного обучения.
Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится по результатам логопедического обследования, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, заключения психолого-медико-педагогического комиссии дошкольного образовательного учреждения на основании заявления родителей и приказа заведующего дошкольного образовательного учреждения «О зачислении на логопункт». Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест [ Шереметьева 2014:70].
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются на обследование к врачам-специалистам (неврологу, психиатру и др.). Обследование детей каждой возрастной группы фиксируется в журнале обследования. Дошкольники, зачисленные на логопедический пункт, регистрируются в журнале движения. Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, не должно превышать 25 человек.
На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. Выпуск воспитанников с логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них речевых нарушений.
На логопункте при ДОУ организация коррекционного процесса обеспечивается:
-своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписаний занятий;
- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
-оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.
Сроки логопедической работы на логопункте при ДОУ – от 1,5 месяцев до 1 года в зависимости от степени выраженности речевого нарушения. По окончании занятий или при выпуске из ДОУ логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения. Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле зрения логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь.
Основные формы организации коррекционно-логопедической помощи - учебно-коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуального занятия 10-15мин, подгруппового 15-20 минут. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется нарушения речевого развития [ Бачкина 2009: 52].
Подгрупповые занятия проводятся: с воспитанниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи два – три раза в неделю; с воспитанниками, имеющими фонетический дефект, - не менее двух раз в неделю.
Посещаемость детей фиксируется в журнале учёта посещаемости. Ответственность за обязательное посещение занятий несёт воспитатель, администрация ДОУ, родители (законные представители).
Занятия с детьми на логопункте проводятся как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение оставляют занятия по развитию речи и ФЭМП) [ Арефьева 2009:50].
Ответственность за своевременное выявление воспитанников с речевой патологией, за комплектование групп, порядок зачисления, обязательное посещение детьми занятий, ход и результаты коррекционно-педагогического воздействия несут учитель-логопед, администрация ДОУ, родители (законные представители).
Учитель-логопед в условиях логопедического пункта реализует следующие виды деятельности:
а) проводит занятия с воспитанниками по коррекции речевых нарушений;
б) оказывает консультативную помощь воспитателям;
в) работает в тесном контакте с врачами-специалистами и членами медико-педагогической комиссии;
г) своевременно информирует психолого-медико-педагогический консилиум о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;
д) участвует в работе методических объединений логопедов города;
е) повышает свой профессиональный уровень: в современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности.
На логопункте учитель-логопед оформляет следующую документацию:
- список детей, зачисленных на занятия;
- журнал первичного обследования и консультаций;
- журнал движения детей;
- журнал учета посещаемости занятий на логопункте;
- речевая карта на каждого ребенка;
- тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;
- расписание индивидуальных занятий и фронтальных (подгрупповых) занятий по коррекции нарушений речи заверенное заведующим дошкольного образовательного учреждения, циклограмму работы;
- картотека с перечнем оборудования и пособий;
- копия отчета о проделанной работе за год.
В конце учебного года логопед готовит отчет о своей работе и представляет его в органы управления образования и администрации дошкольного образовательного учреждения.
Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте при ДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю непосредственной работы с детьми [ Иванова 2014:15].
Первый год функционирования дошкольного логопедического пункта – наиболее сложный, ответственный и в значительной мере предопределяющий успешность дальнейшей работы. Это связано, во-первых, с тем, что логопеду ещё предстоит решение нелёгкой задачи завоевания авторитета в глазах коллег-педагогов и родителей. Во-вторых, количество детей, по результатам диагностики нуждающиеся в логопедической помощи, скорее всего, будет несколько превышать реальные возможности логопеда, что потребует тщательного продумывания и взвешенности при выборе им основных точек приложения коррекционно-педагогических сил, рационального планирования и проведения работы с детьми, родителями и педагогическим коллективом ДОУ. Однако именно этот год поможет логопеду выработать на будущее оптимальные стратегию и тактику организации собственной деятельности и определить наиболее действенные формы и адекватное содержание работы с детьми, а также средства формирования коррекционной направленности педагогической деятельности специалистов дошкольных учреждений и родителей. Отсутствие в условиях дошкольного логопедического пункта жесткой регламентации работы логопеда, сковывающей инициативу и творческий подход к решению коррекционных организационно-методических задач - важный фактор, который стимулирует его самостоятельный педагогический поиск, побуждает к модификации уже имеющихся методик логопедического воздействия применительно к новым условиям их реализации и овладению новыми технологиями коррекционно-логопедической работы с дошкольниками [ Рычкова 2010 : 16].
Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы до 5-7 детей, или подвижные микрогруппы 2-3 ребёнка. Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных 10-20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю – вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации. Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места, зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребёнком или при выпуске его из дошкольного образовательного учреждения логопед при необходимости даёт родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения. Это может быть продолжение коррекционно-речевых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в специальной речевой школе и т. д [ Рычкова 2010:20].
Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течении целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии – общее недоразвитие речи, заикание могут посещать логопедические занятия до 1,5-2 и более лет [ Сибагатулина 2006:130].
Решение о прекращении систематических занятий с ребёнком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребёнка педагоги и родители – достигли определённой степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приёмов развития детской речи и профилактики её недостатков [ Бачкина 2009:23].
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи.
Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикреплённых к нему дошкольных образовательных учреждений.
В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его в органы управления образованием, старшему логопеду района и администрации базового ДОУ.
Таким образом, даже достаточно краткая характеристика работы логопеда в условиях логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении убеждает в том, что модель коррекционно-логопедической поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяет оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать определённый ответ на чрезвычайно актуальный для современной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившийся системы образовательных учреждений и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на её основе моделей организации коррекционной психолого-педагогической поддержки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии. Однако, гарантированное качество и высокая результативность при разработке формы специальной логопедической работы с дошкльниками и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий :
-индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребёнка – дошкольника с нарушениями в развитии;
-наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в качестве главного организатора о координатора коррекционной поддержки детей;
-вовлечение близких взрослых ребёнка – педагогов ДОУ, родителей, в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семье в работе по профилактике и коррекции отклоняющихся вариантов в детском развитии [ Шереметьева2014:81].
Обобщение опыта работы дошкольных логопедических пунктов позволяет убедительно говорить о том, что они уже успели зарекомендовать себя как действенная модель организации коррекционно-логопедической работы с детьми, которая органично вписывается в систему ДОУ любого вида, результативна, проста, удобна, малозатратна. Решая в качестве основных задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников, пропагандируя логопедические знания среди работников дошкольных учреждений и родителей, логопедические пункты при чёткой организации их работы обладают высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразны в выборе его средств и играют важную роль в полноценной речевой и общей подготовки детей к школе.