Гришина Елена
Логопедический проект в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР «В мире волшебных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект «В мире волшебных звуков»
Составила учитель-логопед Гришина Е. В.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид: групповой
Срок реализации: среднесрочный.
Участники:
• учитель-логопед;
• дети старшей логопедической группы;
• родители воспитанников;
• воспитатели группы.
Актуальность проблемы:
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Среди целевых ориентиров, определяемых ФГОС дошкольного образования, речь занимает одно их центральных мест. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо понимать устную речь, владеть речью, как средством коммуникации, уметь выражать свои мысли, желания.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия звуков делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает детям в полной мере овладеть достаточным словарным запасом, влечёт за собой грамматические ошибки, и, следовательно, затрудняет развитие связной речи в целом.
Дети с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в звуковом анализе и синтезе слов, что приводит в школе к ошибкам при письме и чтении.
Развитие фонетической стороны речи и обучение грамоте в дошкольной организации является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет детям скорректировать имеющиеся специфические ошибки.
Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом, поскольку из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным для детей является фонематический анализ
Кроме того, одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Однако, лишь малая часть родителей осведомлена, что полноценное развитие речи невозможно без формирования хорошего фонематического слуха и восприятия. Поэтому родители должны активно включаться в коррекционно-воспитательный процесс и помогать своим детям осваивать навыки звуковой культуры речи.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (звуков, например, банка – кабан, роза - роса; различать слова, отличающиеся одной фонемой (миска-мишка, тачка-дачка и т. д.).
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению звуков из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец, а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
По данным диагностики, проведённой в начале учебного года, у большинства детей предпосылки к освоению грамоте сформированы на низком уровне: дети испытывают трудности в определении наличия заданного звука (среди звуков, слогов, слов и в тексте, не могут назвать первый и последний звук, придумать слово на заданный звук.
Исходя из вышеуказанных проблем, считаю данную тему актуальной, и поэтому решила реализовать проект «В мире волшебных звуков», который позволит решить основные пробелы в знаниях и умениях дошкольников по формированию фонематических процессов. Проект направлен на взаимодействие всех сторон образовательного процесса: детей, педагогов и родителей
Цель проекта: развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе ознакомления с речевыми звуками.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух детей.
2. Узнавать наличие конкретного звука в слове и определять его позицию (начало, середина, конец слова).
3. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.
4. Учить давать характеристику речевым звукам.
5. Создавать предпосылки к обучению грамоте.
6. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
7. Обучать родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
Предполагаемый результат:
• Умение слышать и различать звуки речи на слух.
• Умение определять количество и последовательность звуков в словах из 3-4 звуков.
• Умение определять позицию заданного звука в слове.
• Умение определять характеристику звуков.
• Создание альбома «Звуколандия».
• Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития ребёнка.
• Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (консультативный материал, памятки, буклеты, дидактические игры и пособия).
• Пополнение РППС группы играми на развитие фонематического слуха и восприятия в логоцентре.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап –заключительный
Подготовительный этап
Подбор методического материала по заявленной теме.
Обсуждение с воспитателями предстоящей работы.
Насыщение предметно -пространственной развивающей среды группы тематическим содержанием.
Основной этап
Целевая аудитория: родители
Методы и формы работы:
1) Разработка консультаций, буклетов, памяток:
- «Волшебный мир звуков»,
- «Игры и упражнения для развития фонематических процессов в домашних условиях»,
- «Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза в домашних условиях».
2) Разработка и проведение брейн-ринга «Первые шаги к грамоте. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
3) Оформление страничек для альбома «Звуколандия»,
4) помощь в оформлении дидактических пособий «Где спрятался звук?»
Ответственный: Учитель-логопед
Целевая аудитория: Дети
Методы и формы работы:
1) Познавательные беседы с детьми.
2) Проведение игр и упражнений на развитие фонематических процессов:
«Поймай звук»,
«Подними флажок» «Назови первый (последний) звук в слове», «Где спрятался звук?», «Найди слова с заданным звуком» и др.
3) Разработка и изготовление дидактических игр и пособий «Звуковые домики», «Звуковой пазл», «Весёлый поезд».
4) Просмотр обучающих видеороликов:
«Маша в стране гласных звуков»,
«Поем гласные звуки»,
«Сказка о том, как гласные подружились с согласными»,
Тралик и Валик: «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие».
ответственный: учитель-логопед
5) Викторина «Игры со звуками».
Ответственный: учитель-логопед, воспитатели
6) Оформление страничек для альбома «Звуколандия».
ответственный: Учитель-логопед.
Целевая аудитория: воспитатели
Методы и формы работы:
Разработка консультаций
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте. Виды работ».
«Звуковой анализ и синтез слов. Понятие звук.
Виды работ».
ответственный: учитель-логопед
Заключительный этап
Вечер презентаций (презентация детьми странички о звуке для альбома «Звуколандия»)
Подведение итогов
Результат проекта:
• Дети научатся различать речевые звуки, давать им характеристику, выделять в ряду других звуков, слогов и слов, подбирать слова с заданным звуком.
• Повысится компетентность родителей в вопросах развития фонематического слуха и восприятия.
• Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (консультативный материал, конспект развлечения, пополнение видеотеки обучающими роликами о звуках, разработка пособий и дидактических игр по формированию звуковой культуры речи, создание альбома «Звуколандия»).
Используемая литература:
1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». С-П. «Детство-пресс», 2008.
2. В. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1,2,3 периоды) М. «Гном и Д»,2002.
3. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». М. «Владос», 2001.
4. Г. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» - СПб. : Питер Пресс, 1997.
5. Л. В. Козлова «Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте». Журнал «Начальная школа» №8, 2004 г.
6. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnyi-mir-zvukov.html