Наталья Кримзюк
Проект «Здравствуй, Зимушка-зима» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Здравствуй, зимушка-зима»
Актуальность проекта:
Тема проекта выбрана не случайно – она приходится на начало зимы (первая неделя декабря, предшествует мастерской Деда Мороза, направленной на подготовку к новому году, связана с опытом детских зимних забав.
Единственный праздник, объединяющий всех людей в России – это праздник Новый год. Мы часто вспоминаем, как хорошо было в нашем детстве, как замечательно готовились к новому году – самому удивительному, сказочному, волшебному празднику. Мы, будучи детьми, вместе с родителями создавали своими руками новогодние костюмы и игрушки на ёлку. Также ждали с большим нетерпением новогодних чудес, сладких подарков с мандаринами, которые были только на Новый год.
В современном же мире, большое разнообразие новогоднего ассортимента в магазинах привело к тому, что на сегодняшний момент утрачена традиция совместной подготовки детей и родителей к новогодним праздникам, украшение дома, ёлки, подготовки подарков своими руками.
Так, что же мешает нам – взрослым, сделать незабываемым праздник для сегодняшних детей?
В результате выше сказанного возникла необходимость в разработке и реализации проекта «Здравствуй, зимушка – зима!» во взаимодействии с семьями воспитанников. Мы, взрослые сможем удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику, и их потребность к творческой деятельности, создавая своими руками волшебство и сказку с помощью фантазии и терпения.
Поддерживая инициативу и самостоятельность, стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребёнку продвинуться вперёд и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную тему, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников.
Но, достижение хороших результатов, формируя эстетический и художественный вкус невозможно без поддержки семьи. Поэтому возникла идея предложить родителям с учётом интересов ребёнка и возможностей семьи проводить творческие вечера дома, вместе с детьми, создавая новогодние чудеса.
Как же повысить мотивацию детей и родителей к организации творческих вечеров и созданию совместных работ?
Целевая группа – дети подготовительной группы и их родители.
Тип проекта:
По доминирующему методу: творческий.
По характеру содержания: включает в себя ребёнка, семью, общество и его культурные ценности.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.
По продолжительности: средней продолжительности.
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к истории
Новогоднего праздника и ёлочных украшений через ознакомление с нашим прошлым и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать расширению и обогащению представления детей о разных видах новогодних украшений:
2. Развивать интерес к народным традициям и культуре русского народа посредством чтения художественной литературы и народных игр.
3. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании.
4. Повысить мотивацию родителей к участию в семейных проектах со своими детьми.
Основное содержание проекта включает в себя мероприятия, направленные на поддержку инициативы и самостоятельности творческой художественно-эстетической деятельности детей с участием семей воспитанников.
Временные: с 4 декабря по 8 декабря 2024г.
Методические:
1. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. М. : Просвещение, 2002
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. М. : Просвещение, 2004.
3. Доронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-8 лет - М. : Просвещение, 2016
4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М. : Просвещение, 2003
Материально-технические:
1. Альбом «История новогодних игрушек»;
2. Альбом «Великие русские художники»;
Дидактические игры:
1. «Наоборот».
2. «Что зимой бывает».
3. «Подбери слово».
4. «Доскажи словечко».
Осуществление проекта: в рамках педагогической системы детского сада, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ДОУ.
Методы проекта:
- интерактивные словесные (беседа на основе модели трёх вопросов): что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали? совместное планирование проектной деятельности с учётом интересов ребёнка, обсуждение результатов-продуктов проектной деятельности;
- активные наглядные (наблюдение и обследование предметов из новогодних игрушек на «Полочке красоты» в группе, рассматривание репродукций картин; показ способов изображения и способов действий);
- практические игровые (игровые проблемные ситуации, упражнения, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным (создаваемым) образом).
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
1.1. Беседа с детьми «Что за праздник Новый Год? И как мы будем готовиться к этому празднику?».
1.2. Просмотр видеофильма из архива группы Нового года за 2023, в течение которого у детей возникли высказывания и вопросы о предстоящем новом годе 2025.
А что же мы знаем?
- На Новый год нужно наряжать ёлку.
- Надо украшать свою группу, детский сад, дом,
- А я люблю вешать на ёлку разноцветные новогодние игрушки, дождик и мишуру
- В праздник дарят подарки друг другу
- Главный герой праздника Дед Мороз и Снегурочка
- Дед Мороз дарит детям подарки
Что хотим узнать?
- Я хочу знать, а почему наряжают именно ёлку?
- А можно научиться делать подарки, чтобы не покупать в магазине?
- А как эти игрушки называются, которые висят, длинные такие?
Как можем найти ответ?
- Спросить у мамы
- В интернете
- Посмотреть мультики про зиму или новый год
1.3. Консультация для родителей: «Рекомендация для родителей по
лексической теме - «ЗИМА»;
1.4. Планирование практической деятельности
Выбор детьми и родителями с учётом интересов ребёнка совместной деятельности в семье по созданию:
- зимней поделки в «Мастерской Деда Мороза»;
- тематического мини-альбома;
- персональной выставки ребёнка «Зимние чудеса»;
- видеоролика «Дети о картинах художников»;
- зимнего узора на окне.
2. Практический этап.
Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность ребёнка Взаимодействие с семьями воспитанников
Занятия по теме:
1. Рисование «Зимние узоры на окне»
2. Аппликация «Ажурные снежинки»
3. «Художественное творчество» (худ труд)
Тема: *Занятие
«Снеговик»
Коллективные работы группы:
Картина «Зимний лес», макет «Ночной город».
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Этажи леса», В. Бианки «Лес зимой», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Мороз Иванович».
Зарубежные сказки: «Снежная королева» Рассматривание альбомов «Великие русские художники»;
«История новогодних игрушек».
Дидактические игры:
«Наоборот».
«Что зимой бывает».
«Подбери слово».
«Доскажи словечко».
Подвижные игры: П/и «Два мороза», «Бездомный заяц», «Снежки».
Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица».
Просмотр мультфильмов
Праздник новогодней ёлки, 1991, СССР, Союзмультфильм.
Дед Мороз и лето, 1969, СССР, Союзмультфильм
Снеговик — почтовик, 1955, СССР, Союзмультфильм Индивидуальные беседы по запросу родителей:
- по созданию персональной выставки «Зимние чудеса»;
- по созданию зимнего узора на окне.
Сбор материала для создания альбома «История новогодних игрушек» и пополнения альбома «Великие русские художники»;
- по созданию дидактических игр «Снежинки».
«Что прячется за сугробом», «Отгадай по описанию».
3. Заключительный этап.
В течение недели оформление семейных выставочных экспозиций на полочке красоты: поделок, созданных своими руками и рассказы детей о них.
Оформление персональной выставки «Зимние чудеса» и рассказы ребёнка о своих творческих работах.
Оформление зимнего узора на окне в группе от семей воспитанников.
Просмотр видеоролика «Дети о картинах художников» И. К. Айвазовского «9 вал», нарисованный своими руками совместно с родителями. «Зимние забавы» американской художницы Элизабет Гудрик –Диллон. Картины «Девочка на санках» и «Первый снег» написал художник В. Краевский.
Достижения ожидаемых результатов:
Результаты – эффекты:
Что мы узнали?
Дети расширили и обогатили свои представления о разных видах новогодних украшений. У детей повысился интерес к народным традициям и культуре русского народа посредством чтения художественной литературы и народных игр.
Дети научились правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании, старательно создавать выразительные узоры в различных видах продуктивной деятельности.
Родители мотивированы на участие в создании дидактических игр и организации персональных выставок детей «Зимние чудеса».
Результаты-продукты:
Пополнение РППС группы
Внесение дидактических игр, созданных совместно с родителями и детьми: «Что прячется за сугробом», «Снежинки», «Отгадай по описанию» в уголок дидактических игр;
Внесение альбома «История новогодних игрушек», созданный родителями и воспитателем группы, размещённый в уголке художественного творчества.
Пополнение картин в альбом «Великие русские художники» в книжный уголок.
Оформление семейных выставочных экспозиций: ваза «Времена года»,
поделки: «Лесной олень», «Новогодняя ёлка», «Ёлочка – красавица»,
«Зимняя сказка».
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжать привлекать родителей к активному взаимодействию в организации совместной художественно-продуктивной и творческой деятельности по желанию детей.
Проект предоставит большие возможности для творчества, позволит приблизить обучение к жизни, к развитию активности, инициативы и самостоятельности, умение планировать, работать в коллективе.
Таким образом, развивая творческий потенциал в детях, мы развиваем духовную жизнь ребёнка, наполняя её звуками, красками, впечатлениями, сказкой, игрой. Родителям, даём возможность, окунутся в мир своего детства.
Так пусть проект «Здравствуй, зимушка – зима!» останется одним из ярких моментов в жизни каждого ребёнка, и оставят они в своей душе навсегда частичку добра и красоты!
Список литературы и интернет – источников:
1. Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (Библиотека руководителей ДОУ).
2. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова – Свирская. – М. : Просвещение, 2015. – 128с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
Интернет-ресурсы:https://kladraz.ru/blogs/tatjana-genadevna-antonova/pasport-proekta-v-novyi-god-u-vorot.html