Юлия Боргоякова
«Волшебница-вода». Конспект занятия по экспериментальной деятельности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний дошкольников о свойствах воды; вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, теплая);
Формировать умение играть с водой, добывать знания о предмете и исследовать его путём опытной деятельности;
Способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
Развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе практического опыта;
Расширять активный словарный запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию;
Воспитывать аккуратность при работе с водой;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему вода; чтение художественной литературы 3. Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Зайка», «Девочка чумазая»; проведение дидактических упражнений «Помоем ручки», «Умоем куклу», игр «Напоим кукол» «Чистые ручки», «Помощники», опытов «Плавают кораблики», «Теплая, холодная» и т. п.
Методические приёмы: упражнение, игра с речевым сопровождением, беседа, наблюдение, экспериментирование.
Материал и оборудование: стол с тазиками, тазик с водой, голубые губки, баночки, гуашь (красный, желтый, синий, красный цвет, мыльные пузыри; музыкальная колонка, аудиозапись «Плач», песня «Зайка серенький», песня «Виновата тучка».
I. Вводная часть.
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости? (Ответы детей).
Дети здороваются с гостями.
Включение аудиозаписи «Плач»
Воспитатель: — Ой, ребята, слышите? Кто-то плачет. Давайте с вами посмотрим, кто же это.
На окне сидит зайка.
Воспитатель: — Посмотрите, это плачет зайка. Здравствуй, Зайка! Ой, а почему ты такой грустный и грязный? Что случилось?
Зайку бросила хозяйку.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: — Наш, зайка промок еще и в лужу упал. — Что же делать? Поможем Зайке умыться?
Дети: да!
Воспитатель: — Тогда начнем. У нас тазик с водой. Ребята, пока Зайка умывается, давайте вспомним потешку «Водичка-водичка».
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Основная часть
Воспитатель: посмотрите, какой Зайка стал чистый и весёлый. Ребята, а вот интересно, откуда берётся лужа? Кто знает?
Дети: когда тает снег и идёт дождик.
Воспитатель: правильно, когда тает снежок и когда идёт дождик. Молодцы! А где у нас прячется дождик?
Дети: в тучках.
Песня «Виновата тучка»
Воспитатель: вот видишь, Зайка, из тучки капает дождик и появляется много-много луж. Давайте присядем и покажем Зайке, откуда берутся лужи, откуда идут дожди. И Зайка с нами присядет и посмотрит.
Опыт № 1 «Тучка»
Воспитатель: давайте в ручки возьмём губки. Губки — это наши тучки. Смотри, Зайка, сначала тучки легкие, в них нет воды ни капельки. А в тазике у нас озеро из которых тучка набирает воду. Опускаем нашу тучку в воду, тучка наполняется, а затем поднимается вверх и становится ребятки какой? Какая стала тучка? Была легкая, а теперь какая?
Дети: тяжёлая.
Воспитатель: А теперь из тучки начинает капать дождик. Смотри, Зайка, как капает дождик. Теперь нам надо из одного тазика (озеро) перелить воду в другой тазик при помощи губок, чтобы в двух тазиках была вода.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь, давайте положим наши губки и вытрем ручки.
Воспитатель: Зайка говорит, хочет поиграть с нами. Поиграем?
Пальчиковая гимнастика «Солнышко и тучка»
Солнышко,
Тучка.
Соберём ручки в большую кучку.
Получилась большая тучка.
Тучка закапала, дождиком закапала.
Кап-кап, кап-кап.
Тучка ниже, дождик ближе.
Кап-кап, кап-кап.
Подуем на ручки, прогоним тучку.
Уплыла тучка, опустили ручки.
Воспитатель: Как Зайке нравиться с вами играть!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать (ответы детей).
Воспитатель: правильно: пьем, моем руки, купаемся, стираем, варим еду, моем посуду, пол, поливаем растения и животным тоже нужна вода.
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, какая бывает вода?
Дети: холодная, тёплая, горячая.
Игра-эксперимент «Разноцветная водичка»
Воспитатель: Зайка хочет показать вам фокус.
Смотрите у зайчика есть баночка, в баночке вода. Какая вода?
Дети: прозрачная и жидкая!
Воспитатель: Да, правильно, а теперь мы с зайкой потрясём нашу волшебную баночку. Смотри, что произошло?
Дети: вода окрасилась
Воспитатель: давайте и вы попробуете, тоже будете фокусниками!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Зайки очень интересно с Вами играть. Может мы с Зайкой потанцуем?
Танец «Зайка серенький»
Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде?
Дети: вода жидкая, тяжёлая, может быть горячей и холодной, окрашивается и т. д.
Воспитатель: Вода может быть теплой, горячей, холодной. Вода не пахнет. Вода имеет вес, она тяжелая. Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Может окрашиваться в разные цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Вода жидкая и может литься. Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы!
Зайка обращается к детям: «Ребята, мне очень понравилось играть вместе с вами. И я вам принёс подарок».
Воспитатель: Ребят, давайте посмотрим, что же это за подарок. Это мыльные пузыри, которые вы все так любите пускать. Ребятки, а я вам открою ещё один секрет, что мыльные пузыри тоже делают из воды. В нее добавляют мыло и пузыри готовы. Давайте теперь зайке покажем, как вы умеете ловить пузыри.
Воспитатель: посмотрите, сколько много разных пузырей! Молодцы. Давайте скажем Зайке и нашим гостям до свидания, а сами ещё поиграем.