Елена Голубева
Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой. Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Всё чаще встречается термин «децелерация», обозначающий замедленный темп развития у детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.
Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.
Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми здоровьесберегающих образовательных технологий.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В логопедической работе применяются различные виды здоровьесберегающих технологий, адаптированные к состоянию дефекта каждого ребёнка и к поставленным задачам его развития. Наиболее эффективны и часто используются некоторые методы:
1. Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Используется при выполнении артикуляционной гимнастики.
2. Дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Целесообразно использовать при работе с заикающимися.
3. Су – джок терапия широко используется при автоматизации различных звуков.
4. Артикуляционный массаж и самомассаж часто необходим при работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, особенно с детьми с дизартрией.
5. Кинезеологические упражнения называют «Гимнастикой для ума». Способствуют согласованности деятельности обоих полушарий головного мозга, что представляет особую сложность у детей с ОВЗ.
Упр. «Лягушки» с речью. видео
Я предлагаю вам определить своё эмоциональное состояние с помощью метода цветотерапии. Закройте глаза и представьте цвет вашего настроения в данный момент. А теперь откройте глаза и узнайте, что он обозначает.
Шкала цветового диапазона (по А. Т. Лутошкину)
красный – эмоциональное состояние восторженное;
оранжевый – радостное;
жёлтый – светлое, приятное;
зелёный – спокойное, ровное;
синий - лёгкая тревожность;
фиолетовый – тревожное, тоскливое;
чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии наряду с комплексной корреционно- логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.