Нина Петренко
Пути взаимодействия педагогов и медицинской службы в системе оздоровительной работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пути взаимодействия педагогов и медицинской службы в системе оздоровительной работы ДОУ
Одним из действенных средств в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание. Именно средства физического воспитания для детей в дошкольных учреждениях общедоступны. Овладение физическими упражнениями воспитывает и оздоравливает детей, пожалуй, как ни одно другое направленное воздействие, возможное в данных условиях.
Публикация «Пути взаимодействия педагогов и медицинской службы в системе оздоровительной работы ДОУ» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В нашем дошкольном учреждении обучаются дети с нарушением слуха и речи. Физическое воспитание в нашем ДОУ осуществляется в основном по типовой программе, т. е. по классической форме организации обучения. Мы используем в своей работе различные методы по оздоравлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья зависит от взаимодействия медицинской службы и педагогов. Стало очевидно, что без формирования у детей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
Разработанная модель двигательного режима в нашем ДОУ – это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ помогает медико-педагогический контроль, в который входят:
- медицинское обследование состояния здоровья детей;
- обследование физического развития детей;
- медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
- медико-педагогическое наблюдение за организацией закаливающих мероприятий;
- санитарно-педагогический контроль.
Взаимодействие педагогов и мед. работников позволяет планировать день воспитанника таким образом, чтобы все оздоровительные мероприятия были проведены без какого-либо физического и психического напряжения. Мероприятия должны проводиться последовательно, систематически, под контролем медицинского работника.
Таким образом, в нашем детском саду сложилась своя система оздоровления дошкольников, которая состоит из следующих разделов:
- мониторинг физического и психического здоровья детей – сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка, наличие той или иной патологии, физических, социальных, интеллектуальных возможностей;
- разработка индивидуальной схемы коррекционно-оздоровительных мероприятий;
- ежедневная работа педагогов по формированию у детей привычек здорового образа
жизни;
- создание условий по-домашнему уютной и комфортной обстановки и
благоприятного климата в ДОУ.
Система оздоровительной работы определяется с учетом исходного уровня здоровья ребенка. При поступлении ребенка в д/сад медицинской службой проводиться мониторинг его состояния здоровья. На основе полученных данных с учетом диагноза ребенок определяется в группу здоровья. Все дети нашего учреждения определены в медицинскую физкультурную группу:
1. Основная – дети без отклонений в физическом развитии и в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но с достаточно физической подготовленностью (59 чел.). Эти дети посещают спортивные секции и танцевально-спортивный кружок.
2. Подготовительная – дети с незначительными отклонениями в развитии и в состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений. Для этих детей занятия проводим в щадящем режиме. Сформировано две специальные медицинские группы, куда включены дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с плоскостопием.
Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности.
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышения функционального уровня систем оздоровления, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. В комплексы утренней гимнастики включены элементы корригирующей гимнастики, способствующей профилактике нарушений осанки и плоскостопия. После двигательных нагрузок включаем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. Для укрепления ног и свода стопы, для профилактики плоскостопия дети проходят босиком по массажным дорожкам. После гимнастики дети моют лицо, шею, руки по локоть прохладной водой, что служит закаливающей процедурой.
Для оптимизации и коррекции развития моторно-двигательной сферы воспитанников в детском саду оборудован спортивный зал, который оснащен детскими тренажерами, сухим бассейном, фитбол-мячами, наборами мягких модулей, чудо-лесенкой, степ-платформами.
Физкультурные занятия – это ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательному умению и навыкам. В неделю планируется три физкультурных занятия, форма одежды детей облегченная. Хорошее настроение детей – лучший показатель эмоционального отношения ребят к физкультурным занятиям.
В ходе занятий широко применяем нетрадиционное оборудование (степ-платформы,
фитболы, упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, дыхательные упражнения, психогимнастика, упражнения на релаксацию разных групп мышц - что позволяет поддерживать интерес воспитанников к физкультуре.
В старшем дошкольном возрасте на занятиях применяем круговую тренировку, что предполагает применение достаточного количества оборудования, инвентаря, и обеспечивает высокую моторную плотность при одновременном участии всех детей группы.
Физкультурное занятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Осенью и весной третье занятие проходит на улице. Двигательная активность детей в спортивном зале повышена (так как позволяет площадь, что оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат.
В каждой группе детского сада оформлен «уголок юного спортсмена», где помещено необходимое оборудование. Он размещен в удобном для детей месте, дети имеют свободный доступ к нему, этим обеспечивается разнообразная и самостоятельная двигательная и игровая деятельность.
Педагоги и воспитатели нашего д/сада применяют физкультминутки с целью предупреждения утомляемости на занятиях, связанных с сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания. Длительность ее составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в форме общеобразовательного воздействия (движения головы, туловища, рук, ног, дидактические игры с различными движениями, танцевальных движений. Она может сопровождаться текстовкой.
Другая форма отдыха – физкультурная пауза, проводиться педагогом или воспитателем во время перерыва между фронтальными занятиями. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой. Игровые упражнения физкультурных пауз просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны во времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Место проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
Прогулки на свежем воздухе проходят два раза в день с развитием движений и подвижными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении.
После дневного сна воспитатели ежедневно проводят оздоровительную бодрящую гимнастику. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. В комплекс гимнастики после дневного сна входят: точечный массаж (БАТ, упражнения на осанку, на профилактику плоскостопия, дыхательные упражнения, солевое закаливание и ходьба босиком по массажным дорожкам. Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату, температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с теплой комнатой. Важно отметить, что все комплексы гимнастики-пробуждения воспитатели проводят в игровой форме. Дети, принимая определенный игровой образ, лучше понимают технику выполнения упражнений.
В наши дни дети крайне редко видят должный пример для подражания со стороны близких ему взрослых. Они видят, что взрослые, чтобы не болеть, пьют таблетки, а не занимаются спортом. Большую роль уделяем работе с родителями. Для вновь поступивших детей и родителей вначале года проводим день открытых дверей. Проводим анкетирование родителей, индивидуальные, тематические беседы о здоровом образе жизни, консультации, открытый просмотр занятий, родительские собрания «Счастливый ребенок – здоровый ребенок». Используем наглядные методы работы, а именно: информационные стенды, памятки-инструкции, папки-передвижки. Активно привлекаем родителей к проведению в детском саду физкультурных праздников и досугов.
Активно работает кружок спортивного танца «Веселые ребята», где занимаются одаренные дети. Маленькие танцоры успешно выступают на районных и внутрисадовских мероприятиях. Танцевально-спортивная группа «Веселые ребята» имеет грамоты района и на краевом смотре-конкурсе «Мир глазами детей» была удостоена специальным призом жюри.
В детском саду функционируют две спортивные секции «Юный футболист», «Юный баскетболист». Обучение этим спортивным играм мы начинаем с подготовительных упражнений, отрабатывая их последовательно, планомерно и целенаправленно. Две эти секции посещает ребенок. Здесь совершенствуем навыки владения мячом, приобре-тенные ранее. Вырабатываем непринужденность и ритмичность действий. Выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает организации поведения детей.
Массу положительных эмоций, удовлетворенность испытывают воспитанники участвуя в массовых спортивных праздниках и соревнованиях. На районных соревнованиях «Веселые старты» среди массовых детских садов, маленькие спортсмены в течение 3-х лет занимают I место.
Таким образом, составленный комплекс мероприятий, систематическая и планомерная работа дали свой положительный результат - у детей улучшились осанка, костно-мышечный корсет, подвижность суставов, координация движений, укрепилась дыхательная система.
Двигательный режим в нашем детском саду, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздорови-тельный и профилактический фактор общего режима дня.