Хохлова Татьяна
Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова
Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова.
Логоритмика – комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.
Публикация «Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
На самом деле эта методика называется "логопедическая ритмика". Педагоги занимаются ею с детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения. Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности.
Сегодня мы рассмотрим опыт работы по коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи и формирования их эмоционально-волевой сферы на занятиях по логоритмике.
Дети, поступающие в речевые группы с тяжёлыми нарушениями речи, в структуре своего речевого дефекта имеют стойкие нарушения слогового состава слов.
Каким же образом можно разнообразить коррекционный процесс, направленный на формирование слоговой структуры слова?
Именно занятия по логоритмике, основным принципом построения которых является тесная связь движения, слова и музыки, и стали средством развития ритмических способностей, а, следовательно, и средством формирования слоговой структуры слова.
Работа по развитию ритмических способностей детей строится поэтапно. На каждом этапе стоят определённые задачи, решение которых способствует созданию оптимальных условий для восприятия и осуществления правильной речи.
I этап:
формирование и усвоение представлений о пространственно-временной последовательности знаков в ритмическом ряду;
усвоение способов построения и трансформации ритмических рядов (зрительного в слуховой, в моторный; слухового в зрительный, в моторный; звукового в зрительно-пространственный);
формирование умения подчинять темп собственных движений темпу музыки.
II этап:
усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого – медленного – умеренного) и метра (чередования акцентированных и неакцентированных долей, паузирования);
формирование представления о ритмическом ударении.
III этап:
усвоение ритмического рисунка (соотношения длительности и пауз);
усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова.
Логоритмические занятия построены с опорой на лексические темы. Но обязательным условием при проведении таких занятий является использование разнообразных моделей движения, поддающихся зрительному контролю. Модели движения представлены в виде зрительных ритмических схем.
Например, при выполнении дыхательной гимнастики проговаривание слоговых цепочек (Рис. 2) на выдохе в соответствии с изменением темпа звучания музыки опирается на такой ритмический ряд :
Рис. 2. Ритмическая схема
Используя приём, направленный на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки, работаем со считалками. Проговаривание каждого слога сопровождается «дирижированием» : рука движется на каждый слог к себе от себя (на этапе разучивания текста).
Пла чет ту ча, до ждь и дёт.
Мок нут гал ки у во рот.
Ве те ро чек на ле тел
И те бе во дить ве лел.
Впоследствии рука осуществляет движения по кругу, т. е. пересчитывая детей. Таким образом, движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций.
Постепенно увеличиваем объём фразы, уходя от послогового проговаривания.
Пла чет ту ча, до ждь идёт.
Мок нут гал ки у ворот.
Ве теро чек на летел
И тебе водить велел.
На втором этапе мы используем такие виды упражнений, с помощью которых обучаем навыку передачи акустико-двигательным способом метрических отношений, заданных зрительно-наглядной схемой.
Детям предъявляются схемы, на которых в определённой последовательности располагаются, например, треугольники разные по оттенку цвета – тёмные и светлые (Рис. 3).Дети должны на осязательных ковриках воспроизвести эту схему соответствующими ударами ладоней (громко и тихо) :
Рис. 3. Ритмическая схема для передачи метрических отношений
Большой эмоциональный вклад в занятия вносят осязательные коврики. Что это такое? Это листы толстого картона размером 30х20, на которые наклеены либо синтепон, либо самоклеющиеся обои, либо наждачная бумага с самой крупной крошкой.
Вся работа с ковриками строится таким образом, чтобы через ладошки каждого ребёнка «прошли» все виды ковриков, а их три. То есть упражнение должно повториться три раза, при этом каждый раз коврики передаём по кругу соседу справа (Рис. 4).
Рис. 4. Фрагмент работы с осязательными ковриками
На третьем этапе предлагаются упражнения, с помощью которых учимся соотносить длительности и выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.
Предъявляются упражнения, с помощью которых обучаем детей умению передавать речедвигательным способом отношения, заданные зрительной схемой (Рис. 6). Детям предъявляются схемы. С опорой на эти схемы дети пропевают потешки:
Сидит ворон на дубу
ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ
Он играет во трубу
ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ
Трубу точеную,
ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ
Позолоченную.
ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ ДУ
Рис. 6. Пропевание потешек с опорой на ритмические схемы
В данных схемах малая фигура ассоциируется с коротким по длительности звуком, а большая фигура – с долгим звуком.
Очень нравятся и самим детям задания, направленные на умение выделять паузу, где предлагается воспроизвести, т. е. отхлопать или отстучать заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза». Хлопки (постукивания) сменяются паузой (подниманием рук). Для данных упражнений используем «стучалки» и «шумелки». «Стучалки» пластмассовые бутылочки из-под питьевых йогуртов, заполненные различной крупой (горохом, гречкой, чечевицей и т. п.). «Шумелки» пластмассовые скорлупки из-под шоколадок «Киндер-сюрприз», также заполненные крупой.
По мере усвоения ритмического ряда постепенно сворачиваем внешнее комментирование сначала на шёпотную речь, а затем на проговаривание про себя.
Пример упражнения, с помощью которого мы учимся выделять паузу в ритмическом зрительном ряду и трансформировать её в речедвигательный ряд (Рис. 7). Детям предъявляется дорожка и предлагается воспроизвести её, т. е. отхлопать или отстучать, комментируя каждое движение:
Рис. 7. Ритмическая дорожка
Используемые условные обозначения обеспечивают зрительный контроль над организацией речевого потока (Рис. 8). Отработанные модели переносятся на лексический материал:
Как на горке - снег. пауза
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
И под горкой - снег. пауза
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
И на ёлке - снег. пауза
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
И под ёлкой - снег. пауза
4 хлопка 1 хлопок руки поднимаем
А под ёлкой спит медведь Кладём ладошки под ушко
Тише, тише, не шуметь. Указательный палец прикладываем к губам
Рис. 8. Образец переноса модели на лексический материал
Таким образом, используемая система занятий, сопровождаемая музыкой, создаёт оптимальные условия для восприятия и осуществления правильной речи, а также нормализации поведения детей: менее выраженными становятся изменения в эмоционально-волевой сфере, улучшается саморегуляция.