Нина Струева
Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Все формы методической работы в дошкольной образовательной организации можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д. (К. Ю. Белова) [2;75].
Публикация «Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Деловая игра нашла широкое применение в работе детского сада[4; 79-80].
Бабкин В. Ф. считает, что деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях [1; 108].
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики, т. е. для развития, воспитания и обучения детей и организации взаимодействия с их родителями в случае, если речь идет об использовании деловых игр в работе педагогов ДОО. К. Ю. Белая отличает проведение деловой игры от метода игрового моделирования.
Проведение деловой игры предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов-участников в рамках имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно-образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников. Бывают также игры, связанные с имитацией взаимодействия и взаимоотношений членов педагогического коллектива между собой и с руководством ДОО, с членами аттестационной комиссии и др. Так или иначе, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается и каковы цели участников, различаются учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры [3; 48-49].
Деловые игры связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации становится речевое развитие детей.
Приведем пример деловой игры
«Речевое развитие дошкольников»
Цель: совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в Организации.
Задачи:
• Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
• Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
• Развивать творческую активность участников.
1 задание. Разминка
Ведущий предлагает ответить командам на следующие вопросы
1. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
2. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
4. Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.
2 задание «Черный ящик»
Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора [5; 84 – 92].
3 задание. Инсценировка
Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.
4 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»
5 задание. Игра
Капитанам команд предлагается провести словесную игру, пальчиковую гимнастику.
6 задание. Работа с пословицами, поговорками
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.
Карточка № 1.
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.
3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.
Карточка № 2.
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу:
1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото.
2. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду
7 задание. Банк идей
Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)
Подведение итогов деловой игры.
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.
Таким образом, деловая игра связана с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия. Изучение проблем образовательной деятельности через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и других форм работы с детьми. Эта форма имеет ценное значение, потому что способствует практическому освоению профессиональных навыков.
Список литературы
1. Бабкин В. Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении [Текст] : учебное пособие. Воронеж: ВГАСУ, 2009. 207
2. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. М: АСТ, 2011. 392 с.
3. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис – пресс, 2009. – 192с.
4. Кочеткова Н. А., Комардина Т. В., Шапошникова С. В. Справочник старшего воспитателя. Соответствует ФГОС ДО. Волгоград: Учитель, 2015. 301 с.
5. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образов. учреждений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.