Людмила Пестова
Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией
▼ Скачать + Заказать документы
В установленном действующим законодательством порядке наш детский сад наряду с основной образовательной деятельностью осуществляет деятельность по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур, направленных на реабилитацию здоровья детей с туберкулёзной интоксикацией.
Основные цели этой деятельности :
Сохранение и укрепление здоровья детей с ранними проявлениями туберкулёзной интоксикации, с малыми затихающими формами туберкулёза, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.
Публикация «Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Темочки
Содействовать своевременному полноценному психическому и физическому развитию каждого ребенка.
Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Успешное решение поставленных задач осуществляется при комплексном использовании всех средств физического воспитания: рациональный режим, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные образовательные действия) т. е. через созданную систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.
Принципы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО :
1. Дидактические: систематичность и последовательность; развивающее обучение; доступность; воспитывающее обучение; учет индивидуальных и возрастных особенностей; сознательность и активность ребенка; наглядность; осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания.
2. Специальные: непрерывность; последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность; принцип единства диагностики и коррекции обеспечивающий сопровождение воспитанников всех специалистов медицинского и педагогического коллектива (фтизиатр, педиатр, медсестра, педагог-психолог, инструктор по физической культуре). 3. Гигиенический принцип сбалансированность нагрузок; рациональность чередования деятельности и отдыха; возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Физкультурно-оздоровительное направление основывается и на принципах сформулированных учёным-педиатром Е. А. Аркиным:
1. учёт влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребёнка;
2. пристальное изучение детской индивидуальности, т. к. индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых;
3. организация отдыха и деятельности (включая двигательную);
4. обеспечение хорошего в количественном и качественном отношении питания;
5. осуществление закаливания с постепенностью и осмотрительностью;
6. неукоснительное выполнение назначений медицинских работников.
В целом же работа в ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в обычных ДОУ, и проводится по типовым программам, индифферентным к специфике нашего детского контингента. Однако специфика контингента наших детей предполагает внесение определённых корректив уже в основные линии образовательно-воспитательной работы, намеченные применительно к обычным ДОУ.
Средства оздоровительной работы :
Двигательная активность, занятия физкультурой.
Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода).
Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).
Формы оздоровительной работы :
- физкультурная образовательная деятельность;
- закаливающие процедуры;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- корригирующая гимнастика;
- физкультминутки;
- гимнастика пробуждения;
- физкультурные упражнения на прогулке;
- спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;
- самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей;
- дыхательная гимнастика;
- музыкальные занятия;
- релаксация.
Направления работы :
Физкультурно-оздоровительное направление :
- развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культуры детей
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
Психологическое направление
- комфортная организация режимных моментов;
- оптимальный двигательный режим;
- правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
- доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
- целесообразность в применении приемов и методов;
- использование приемов релаксации в режиме дня;
- оздоровительное направление;
- учет гигиенических требований;
- создание условий для оздоровительных режимов;
- бережное отношение к нервной системе ребенка;
- учет индивидуальных особенностей и интересов детей;
- предоставление ребенку свободы выбора;
- создание условий для самореализации;
- ориентация на зону ближайшего развития.
Лечебно-профилактическое направление
- организация мониторинга здоровья дошкольников на предмет раннего выявления туберкулеза;
- организация и контроль питания детей;
- организация и проведение медикаментозного лечения;
- диагностика физического развития дошкольников;
- организация процедур закаливания;
- организация профилактических мероприятий;
- организация обеспечения требований СанПиН;
- организация здоровьесберегающей среды.
Взаимодействие с родителями:
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников, обучение родителей практическим умениям и навыкам сохранения здоровья у детей с туберкулезной интоксикацией.
- консультации со специалистами учреждения (фтизиатр, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по ФК).
- рекомендации по оздоровлению детей.
- совместные соревнования, конкурсы воспитанников и родителей. Спартакиады.
- Дни здоровья.
Условия реализации оздоровительной работы :
1. Имеется физкультурный зал, ингаляторий, кабинет психолога, спортивная площадка, физкультурно-оздоровительные центры активности в групповых помещениях и на территории ДОО.
Для индивидуальной и самостоятельной деятельности детей в центрах движения имеется необходимое оборудование в соответствии с современными требованиями, которое способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера :
1) развитие движений и совершенствование двигательных функций;
2) достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
3) предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
4) воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
5) создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.
В группах педагогами изготовлены и специальные атрибуты, для проведения дыхательных упражнений детьми в свободной деятельности для укрепления и развитие органов дыхания, так необходимых для детей ослабленных туберкулёзной интоксикацией.
2. Наличие профессиональных кадров: медицинская сестра, процедурная медицинская сестра, фтизиатр, педиатр, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
3. Систематическая и скоординированная работа всех участников образовательного процесса по оздоровлению детей.
4. Заключение с родителями договора о выполнении ими рекомендаций работников ДОО
по укреплению здоровья детей в семье и проведение своевременного обследования у
фтизиатра.
Система физкультурно-оздоровительной работы направлена на осуществление комплексного подхода и включает в себя:
- 2 физкультурные занятия в зале, 1 на спортивной площадке;
- утренняя гимнастика;
- физкультурные минутки,
- спортивные игры,
- подвижные игра различной психофизической нагрузки,
- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья,
- гимнастики пробуждения,
- индивидуальная работа с детьми по развитию двигательных навыков и
коррекция отклонений в физическом развитии детей (сколиоз, плоскостопие).
Основная форма физкультурно-оздоровительной работы – физкультурное занятие. Физкультурные занятия, как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы, строится с учетом состояния здоровья ребенка и уровня его подготовленности.
Объём физической нагрузки регулируется исходным положением, амплитудой и темпом движений, кратностью повторения и качеством упражнений, включённых в комплекс. Используя дозированные по объёму и интенсивности физические упражнения (бег, ходьба, метание, лазание, эстафеты и подвижные игры). Такая методика проведения занятий по физической культуре целесообразна и эффективна в плане предупреждения утомления и перегрузки организма ослабленных детей. Физкультурные занятия проводятся инструктором по физической культуре высшей категорией Бобровской Светланой Васильевной по разработанному перспективному плану на основании программ: Маханевой М. Д. «Воспитание здорового ребенка» и Ефименко Н. Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста».
Закаливание организуется очень осмотрительно, под контролем медиков и индивидуализировано по отношению к некоторым детям. Е. А. Аркин отмечал, что закаливание для ослабленного ребёнка имеет ещё большее значение, чем для здорового. Ребёнок, носящий в себе тубинфицированный токсин отличается болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляемостью и может стать жертвой любой инфекции. Ослабить эту чувствительность, усилить сопротивляемость организма поможет закаливание. По степени возможности основные закаливающие средства мы расставили так: вода, воздух, земля, солнце.
Закаливание водой проходит после дневного сна и рекомендуем проводить родителям дома перед сном. Водные процедуры вводятся постепенно с конца второго полугодия во второй младшей группе. Летом в жаркие дни педагоги проводят детям обширное умывание.
В летний период проводятся прогулки детей босиком по траве, песку. Дети заряжаются энергией Земли и Солнца, а раздражение рефлекторных зон стопы обладает отличным общеукрепляющим воздействием для всех систем ослабленного организма ребёнка. Солнечные ванны дети принимают под тенью деревьев, где солнечные лучи рассеиваются и дети не получают прямого солнечного облучения. Хождение босиком закаливает кожу стопы, которое происходит под воздействием низкой температуры земли. Данный вид закаливания сочетается с упражнениями для профилактики плоскостопия в группах оборудованы различные рефлекторные дорожки.
Если у ребёнка возникают какие-то отрицательные эмоции, состояние страха, обиды, и т. п. закаливающие процедуры не проводятся.
Проводим обширный комплекс и других закаливающих мероприятий:
- облегченная одежда у детей в помещении детского сада;
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их
индивидуальные состояния здоровья;
- соблюдение температурного режима в течении дня;
- дыхательные упражнения после сна;
- мытье прохладной водой рук по локоть;
- правильная организация прогулки и ее длительность;
Сочетание активных движений с пребыванием на воздухе имеет особое значение в оздоровлении ослабленных туберкулёзной интоксикацией детей.
Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее 4-4,5 часов. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. Прогулка у нас проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде воспитатели организуют её в беседках.
Комплекс оздоровительных мероприятий.
1. Приём детей на улице (при температуре выше -10°);
2. Утренняя гимнастика;
3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака;
4. Физкультминутки во время занятий;
5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю;
6. «Чесночные» киндеры;
7. Фитонциды (лук, чеснок);
8. Перед прогулкой в период вспышек ОРВИ использование оксолиновой мази (ноябрь, февраль);
9. Прогулки;
10. Оптимальный двигательный режим;
11. Сон без маек;
12. Профилактика нарушения зрения;
13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;
14. Упражнения на укрепление органов дыхания;
15. Элементы обширного умывания.
16. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.
17. ароматерапия,
18. иониизация воздуха,
19. дыхательная гимнастика
20. С-витаминизация третьего блюда;
В ДОО большое внимание уделяется активному отдыху детей : проведение эстафет, соревнований, спортивных праздников, досугов, развлечений в игровой интересной форме, дает возможность для самовыражения, самореализации воспитанников и повышение их самооценки, что способствует раскрытию их индивидуальности и неповторимости.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и рекомендациями Е. А. Аркина. Он отмечал, что особое требование в правильной организации режима дня, заключается в обеспечении разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети с одной стороны, в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровье, а с другой дефицит движений негативно сказывается на психофизическом состоянии. Режим дня составлен с учетом возрастных особенностей и физического состояния детей с туберкулёзной интоксикацией и способствует их гармоничному развитию и оздоровлению. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Продолжительность дневного сна в санаторном детском саду для ослабленных детей увеличена : у детей 2-Злет до 3 часов, у детей 3-7лет до 2часов 40 минут.
В ДОО проводится дополнительная коррекционная работа с ослабленными детьми в кружке "Крепыш".
Используются разные формы проведения гимнастики:
- игровая - на материале подвижных игр;
- эмоционально-образная - по сюжетам сказок;
- музыкально - ритмическая;
- обычного типа с общеразвивающими упражнениями;
- бег на свежем воздухе.
Воспитатели совместно со старшим воспитателем и старшей медсестрой, определяют вид утренней гимнастики, сопоставляя с объёмом физической нагрузки планируемой в течение дня и учитывается адаптационный период каждого ребёнка (т. к. дети поступают в детский сад в течение всего календарного года. Например, если в режиме дня есть физкультурное занятие, то утренняя гимнастика с ОРУ не проводится, а игровая или эмоционально-образная. Гимнастики пробуждения после сна проводится по методике Н. Н. Ефименко и её цель: поднять мышечный тонус, обеспечить профилактику нарушений осанки, эмоциональный подъём, приучать ребёнка разминаться после сна. Гимнастика проводится на высоком эмоциональном фоне и состоит из нескольких частей: разминка в постели, самомассаж, растирание ладоней и стоп ног (до горяча); ходьба по различным рефлекторным дорожкам; подвижные игры 2 и 3 психофизической нагрузки; или упражнения на комплексе "Батыр" или комплекс ОРУ. И заключает комплекс закаливающие процедуры.
Дыхательные упражнения проводятся во всех видах деятельности детей (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, на занятиях, и включают в себя комплекс игровых упражнений.
Активно используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.
Направление работы по воспитанию потребности в
здоровом образе жизни :
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что вредно и полезно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- овладение знаниями нетрадиционных методов лечения и профилактики заболеваний.
Для реализации этих задач мы используем в своей работе следующее методическое обеспечение: "Безопасность" Р. Н. Стеркиной, "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра', "Уроки этикета" Зайцева Н. В. В расписание занятий включили занятия цикла "Безопасность" (по понедельникам).
Педагоги в увлекательной форме приучают выполнять культурно-гигиенические навыки ежедневно, используют различные игровые моменты для развития интереса к данной деятельности : приход "Айболита", "Мойдодыра" и т. п. Особое внимание уделяют часто болеющим детям в приучении к туалету носа, их учат совершать этот туалет перед едой, перед сном, перед и после прогулки. Это даёт возможность правильно дышать.
Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает выработка понятий об окружающей среде, умение заботиться о ней. Детей приучают трудиться в группе, на участке; выращивают лук, на грядках зелень, петрушку, укроп, работает кружок по экологическому воспитанию детей "Капельки".
Стало традицией проводить в детском саду совместные с родителями валеологические и экологические праздники, открытые просмотры занятий цикла "Безопасность".