Папки-передвижки

Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией

Людмила Пестова
Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией
▼ Скачать + Заказать документы

В установленном действующим законодательством порядке наш детский сад наряду с основной образовательной деятельностью осуществляет деятельность по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур, направленных на реабилитацию здоровья детей с туберкулёзной интоксикацией.

Основные цели этой деятельности :

Сохранение и укрепление здоровья детей с ранними проявлениями туберкулёзной интоксикации, с малыми затихающими формами туберкулёза, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.

Публикация «Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией» размещена в разделах

Содействовать своевременному полноценному психическому и физическому развитию каждого ребенка.

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Успешное решение поставленных задач осуществляется при комплексном использовании всех средств физического воспитания: рациональный режим, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные образовательные действия) т. е. через созданную систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Принципы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО :

1. Дидактические: систематичность и последовательность; развивающее обучение; доступность; воспитывающее обучение; учет индивидуальных и возрастных особенностей; сознательность и активность ребенка; наглядность; осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания.

2. Специальные: непрерывность; последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность; принцип единства диагностики и коррекции обеспечивающий сопровождение воспитанников всех специалистов медицинского и педагогического коллектива (фтизиатр, педиатр, медсестра, педагог-психолог, инструктор по физической культуре). 3. Гигиенический принцип сбалансированность нагрузок; рациональность чередования деятельности и отдыха; возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

Физкультурно-оздоровительное направление основывается и на принципах сформулированных учёным-педиатром Е. А. Аркиным:

1. учёт влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребёнка;

2. пристальное изучение детской индивидуальности, т. к. индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых;

3. организация отдыха и деятельности (включая двигательную);

4. обеспечение хорошего в количественном и качественном отношении питания;

5. осуществление закаливания с постепенностью и осмотрительностью;

6. неукоснительное выполнение назначений медицинских работников.

В целом же работа в ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в обычных ДОУ, и проводится по типовым программам, индифферентным к специфике нашего детского контингента. Однако специфика контингента наших детей предполагает внесение определённых корректив уже в основные линии образовательно-воспитательной работы, намеченные применительно к обычным ДОУ.

Средства оздоровительной работы :

Двигательная активность, занятия физкультурой.

Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода).

Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).

Формы оздоровительной работы :

- физкультурная образовательная деятельность;

- закаливающие процедуры;

- утренняя гимнастика;

- подвижные игры;

- корригирующая гимнастика;

- физкультминутки;

- гимнастика пробуждения;

- физкультурные упражнения на прогулке;

- спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;

- самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей;

- дыхательная гимнастика;

- музыкальные занятия;

- релаксация.

Направления работы :

Физкультурно-оздоровительное направление :

- развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культуры детей

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

Психологическое направление

- комфортная организация режимных моментов;

- оптимальный двигательный режим;

- правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;

- доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;

- целесообразность в применении приемов и методов;

- использование приемов релаксации в режиме дня;

- оздоровительное направление;

- учет гигиенических требований;

- создание условий для оздоровительных режимов;

- бережное отношение к нервной системе ребенка;

- учет индивидуальных особенностей и интересов детей;

- предоставление ребенку свободы выбора;

- создание условий для самореализации;

- ориентация на зону ближайшего развития.

Лечебно-профилактическое направление

- организация мониторинга здоровья дошкольников на предмет раннего выявления туберкулеза;

- организация и контроль питания детей;

- организация и проведение медикаментозного лечения;

- диагностика физического развития дошкольников;

- организация процедур закаливания;

- организация профилактических мероприятий;

- организация обеспечения требований СанПиН;

- организация здоровьесберегающей среды.

Взаимодействие с родителями:

- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников, обучение родителей практическим умениям и навыкам сохранения здоровья у детей с туберкулезной интоксикацией.

- консультации со специалистами учреждения (фтизиатр, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по ФК).

- рекомендации по оздоровлению детей.

- совместные соревнования, конкурсы воспитанников и родителей. Спартакиады.

- Дни здоровья.

Условия реализации оздоровительной работы :

1. Имеется физкультурный зал, ингаляторий, кабинет психолога, спортивная площадка, физкультурно-оздоровительные центры активности в групповых помещениях и на территории ДОО.

Для индивидуальной и самостоятельной деятельности детей в центрах движения имеется необходимое оборудование в соответствии с современными требованиями, которое способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера :

1) развитие движений и совершенствование двигательных функций;

2) достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

3) предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

4) воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

5) создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.

В группах педагогами изготовлены и специальные атрибуты, для проведения дыхательных упражнений детьми в свободной деятельности для укрепления и развитие органов дыхания, так необходимых для детей ослабленных туберкулёзной интоксикацией.

2. Наличие профессиональных кадров: медицинская сестра, процедурная медицинская сестра, фтизиатр, педиатр, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

3. Систематическая и скоординированная работа всех участников образовательного процесса по оздоровлению детей.

4. Заключение с родителями договора о выполнении ими рекомендаций работников ДОО

по укреплению здоровья детей в семье и проведение своевременного обследования у

фтизиатра.

Система физкультурно-оздоровительной работы направлена на осуществление комплексного подхода и включает в себя:

- 2 физкультурные занятия в зале, 1 на спортивной площадке;

- утренняя гимнастика;

- физкультурные минутки,

- спортивные игры,

- подвижные игра различной психофизической нагрузки,

- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья,

- гимнастики пробуждения,

- индивидуальная работа с детьми по развитию двигательных навыков и

коррекция отклонений в физическом развитии детей (сколиоз, плоскостопие).

Основная форма физкультурно-оздоровительной работы – физкультурное занятие. Физкультурные занятия, как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы, строится с учетом состояния здоровья ребенка и уровня его подготовленности.

Объём физической нагрузки регулируется исходным положением, амплитудой и темпом движений, кратностью повторения и качеством упражнений, включённых в комплекс. Используя дозированные по объёму и интенсивности физические упражнения (бег, ходьба, метание, лазание, эстафеты и подвижные игры). Такая методика проведения занятий по физической культуре целесообразна и эффективна в плане предупреждения утомления и перегрузки организма ослабленных детей. Физкультурные занятия проводятся инструктором по физической культуре высшей категорией Бобровской Светланой Васильевной по разработанному перспективному плану на основании программ: Маханевой М. Д. «Воспитание здорового ребенка» и Ефименко Н. Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста».

Закаливание организуется очень осмотрительно, под контролем медиков и индивидуализировано по отношению к некоторым детям. Е. А. Аркин отмечал, что закаливание для ослабленного ребёнка имеет ещё большее значение, чем для здорового. Ребёнок, носящий в себе тубинфицированный токсин отличается болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляемостью и может стать жертвой любой инфекции. Ослабить эту чувствительность, усилить сопротивляемость организма поможет закаливание. По степени возможности основные закаливающие средства мы расставили так: вода, воздух, земля, солнце.

Закаливание водой проходит после дневного сна и рекомендуем проводить родителям дома перед сном. Водные процедуры вводятся постепенно с конца второго полугодия во второй младшей группе. Летом в жаркие дни педагоги проводят детям обширное умывание.

В летний период проводятся прогулки детей босиком по траве, песку. Дети заряжаются энергией Земли и Солнца, а раздражение рефлекторных зон стопы обладает отличным общеукрепляющим воздействием для всех систем ослабленного организма ребёнка. Солнечные ванны дети принимают под тенью деревьев, где солнечные лучи рассеиваются и дети не получают прямого солнечного облучения. Хождение босиком закаливает кожу стопы, которое происходит под воздействием низкой температуры земли. Данный вид закаливания сочетается с упражнениями для профилактики плоскостопия в группах оборудованы различные рефлекторные дорожки.

Если у ребёнка возникают какие-то отрицательные эмоции, состояние страха, обиды, и т. п. закаливающие процедуры не проводятся.

Проводим обширный комплекс и других закаливающих мероприятий:

- облегченная одежда у детей в помещении детского сада;

- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их

индивидуальные состояния здоровья;

- соблюдение температурного режима в течении дня;

- дыхательные упражнения после сна;

- мытье прохладной водой рук по локоть;

- правильная организация прогулки и ее длительность;

Сочетание активных движений с пребыванием на воздухе имеет особое значение в оздоровлении ослабленных туберкулёзной интоксикацией детей.

Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее 4-4,5 часов. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. Прогулка у нас проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде воспитатели организуют её в беседках.

Комплекс оздоровительных мероприятий.

1. Приём детей на улице (при температуре выше -10°);

2. Утренняя гимнастика;

3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака;

4. Физкультминутки во время занятий;

5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю;

6. «Чесночные» киндеры;

7. Фитонциды (лук, чеснок);

8. Перед прогулкой в период вспышек ОРВИ использование оксолиновой мази (ноябрь, февраль);

9. Прогулки;

10. Оптимальный двигательный режим;

11. Сон без маек;

12. Профилактика нарушения зрения;

13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы;

14. Упражнения на укрепление органов дыхания;

15. Элементы обширного умывания.

16. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.

17. ароматерапия,

18. иониизация воздуха,

19. дыхательная гимнастика

20. С-витаминизация третьего блюда;

В ДОО большое внимание уделяется активному отдыху детей : проведение эстафет, соревнований, спортивных праздников, досугов, развлечений в игровой интересной форме, дает возможность для самовыражения, самореализации воспитанников и повышение их самооценки, что способствует раскрытию их индивидуальности и неповторимости.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и рекомендациями Е. А. Аркина. Он отмечал, что особое требование в правильной организации режима дня, заключается в обеспечении разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети с одной стороны, в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровье, а с другой дефицит движений негативно сказывается на психофизическом состоянии. Режим дня составлен с учетом возрастных особенностей и физического состояния детей с туберкулёзной интоксикацией и способствует их гармоничному развитию и оздоровлению. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов. Продолжительность дневного сна в санаторном детском саду для ослабленных детей увеличена : у детей 2-Злет до 3 часов, у детей 3-7лет до 2часов 40 минут.

В ДОО проводится дополнительная коррекционная работа с ослабленными детьми в кружке "Крепыш".

Используются разные формы проведения гимнастики:

- игровая - на материале подвижных игр;

- эмоционально-образная - по сюжетам сказок;

- музыкально - ритмическая;

- обычного типа с общеразвивающими упражнениями;

- бег на свежем воздухе.

Воспитатели совместно со старшим воспитателем и старшей медсестрой, определяют вид утренней гимнастики, сопоставляя с объёмом физической нагрузки планируемой в течение дня и учитывается адаптационный период каждого ребёнка (т. к. дети поступают в детский сад в течение всего календарного года. Например, если в режиме дня есть физкультурное занятие, то утренняя гимнастика с ОРУ не проводится, а игровая или эмоционально-образная. Гимнастики пробуждения после сна проводится по методике Н. Н. Ефименко и её цель: поднять мышечный тонус, обеспечить профилактику нарушений осанки, эмоциональный подъём, приучать ребёнка разминаться после сна. Гимнастика проводится на высоком эмоциональном фоне и состоит из нескольких частей: разминка в постели, самомассаж, растирание ладоней и стоп ног (до горяча); ходьба по различным рефлекторным дорожкам; подвижные игры 2 и 3 психофизической нагрузки; или упражнения на комплексе "Батыр" или комплекс ОРУ. И заключает комплекс закаливающие процедуры.

Дыхательные упражнения проводятся во всех видах деятельности детей (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, на занятиях, и включают в себя комплекс игровых упражнений.

Активно используем дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.

Направление работы по воспитанию потребности в

здоровом образе жизни :

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование представлений о том, что вредно и полезно для здоровья;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- овладение знаниями нетрадиционных методов лечения и профилактики заболеваний.

Для реализации этих задач мы используем в своей работе следующее методическое обеспечение: "Безопасность" Р. Н. Стеркиной, "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра', "Уроки этикета" Зайцева Н. В. В расписание занятий включили занятия цикла "Безопасность" (по понедельникам).

Педагоги в увлекательной форме приучают выполнять культурно-гигиенические навыки ежедневно, используют различные игровые моменты для развития интереса к данной деятельности : приход "Айболита", "Мойдодыра" и т. п. Особое внимание уделяют часто болеющим детям в приучении к туалету носа, их учат совершать этот туалет перед едой, перед сном, перед и после прогулки. Это даёт возможность правильно дышать.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает выработка понятий об окружающей среде, умение заботиться о ней. Детей приучают трудиться в группе, на участке; выращивают лук, на грядках зелень, петрушку, укроп, работает кружок по экологическому воспитанию детей "Капельки".

Стало традицией проводить в детском саду совместные с родителями валеологические и экологические праздники, открытые просмотры занятий цикла "Безопасность".

Публикации по теме:

Опыт работы «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей»Опыт работы «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей» «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей (воспитание бережного отношения и любви.

День здоровья, как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду День здоровья – как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна.

Опыт работы «Формы совместной деятельности детей и родителей в санатории» .

Опыт работы «Роль воспитателя в организации работы с родителями»Опыт работы «Роль воспитателя в организации работы с родителями» оклад на тему: «Роль воспитателя в организации работы с родителями» Августовская конференция Добрый день уважаемые участники и гости.

Опыт работы по организации детского клубного часа В настоящее время особое внимание педагогов и родителей направлено насоциально - коммуникативное развитие дошкольников, которое решает задачи.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации ОД» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности» Преловская.

Опыт работы по организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников в сети Интернет В настоящее время существует необходимость разработки и внедрения системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Использование.

Опыт работы «Партнерское взаимодействие воспитателя дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»Опыт работы «Партнерское взаимодействие воспитателя дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными,.

Опыт работы по здоровьесберегающей технологиии Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников Здоровье ребенка.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю. Актуальность. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 14:40
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Пестова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД