Елена Дидус
Логопедическая работа в первом периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа в первом периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда
Родительское собрание №1 в группе компенсирующей направленности для детей с Расстройствами аутистического спектра
Дата проведения: 21.09.2022 г.
Тема. Логопедическая работа в первом периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда
Публикация «Логопедическая работа в первом периоде, Взаимосвязь работы семьи и логопеда» размещена в разделах
Цель: поделиться опытом проведения логопедических занятий совместно с родителями по стимулированию развития речи у детей с РАС. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение ребёнка с РАС
Задачи работы с родителями :
изучение интересов, мнений и запросов родителей;
обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей;
расширение средств и методов работы с родителями;
обеспечение пространства для личностного роста родителей и сотрудничества с детским садом, создание особой творческой атмосферы;
привлечение родителей к активному участию в организации, планированию и контроле деятельности дошкольного учреждения
Категория детей с РАС имеет множественные особенности развития и поведения, что затрудняет процесс коррекции недостатков и социализации воспитанников.
Одним из проявлений нарушений у детей с РАС является несформированность речевых функций. В первую очередь расстройства речи захватывают ее коммуникативную функцию, то есть ребенок не использует речь как инструмент социального взаимодействия. Общим для всех вариантов развития речи у аутичных детей являются: нарушение звукопроизношения, темпа, динамики, плавности речи, нарушение коммуникативности речи, стереотипность, словотворчество, склонность к неологизмам, эхолалиям.
Выделяют следующие варианты нарушений речевого развития у детей с РАС:
- Первичный мутизм (речи не было и нет - недоразвитие с искажением)
- Глубокий распад искажённо (нормально) развивающейся речи (в 2-2,5 года)
- Частичный регресс искажённо развивающейся речи (в 2-2,5 года)
- Задержанное искажённое речевое развитие
- Искажённое речевое развитие без явлений задержки и распада.
Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше и должна быть комплексной, ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Общей стратегической задачей коррекции речевых нарушений при детском аутизме является развитие и формирование коммуникативной функции речи.
Выделяют 4 этапа логопедической работы с детьми с РАС :
1. Подготовительный - проводится дополнительное изучение невербальных детей, уточняется речевой диагноз. Важная задача этого этапа - развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике, интонации взрослого, звукоподражания.
2. Начальный этап - использование упражнений, игр, направленных на формирование предпосылок общения и развития речи. Фиксация взгляда ребенка на картинке, работа с парными картинками, выполнение инструкций педагога (типа «положи», «возьми»).
3. Следующий этап - обучение применению жестов.
4. Этап обучения чтению.
На всех этапах логопедической работы с детьми с РАС решаются следующие цели: - формирование целенаправленного поведения и понимания речи;
- обучение адекватным жестам;
- развитие речевой инициативы (вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи)
- развитие и коррекция психофизической основы речевой деятельности (дыхание, интонация, артикуляция);
- совершенствование способностей к имитации действий;
- формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого высказывания.
В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Наиболее эффективными современными методами работы с детьми с РАС являются системы альтернативной коммуникации.
Система коммуникации обменом изображениями или PECS (Picture Exchange Communication System) - это система по обучению навыкам коммуникации с помощью картинок. PECS способствует развитию устной речи и является её моделью, просто вместо слов в ней используются изображения. Она состоит из нескольких этапов (из шести, если говорить точнее). Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении — области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации.
В системе PECS не используются фразы или инструкции вроде «Чего ты хочешь?». Вместо этого специально создаются ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить, а затем второй человек, не говоря ни слова, начинает подсказывать ему физически, стоя позади. Постепенно эти подсказки уменьшаются, и ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации, чтобы получить какое-то поощрение.
В результате, ребенок начинает самостоятельно сообщать, чего он хочет. Картинку понять очень просто. Жестовый язык и устную речь некоторых людей бывает сложно разобрать. Картинки поймет кто угодно (потому что используем подписи к каждой картинке) и где угодно. Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах и ситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации.
Данная система опирается на сильные стороны ребёнка (навыки зрительного восприятия, чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки).
Формы взаимодействия логопеда и семьи
Деятельность ДОО в этом направлении использует разнообразные формы взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:
диагностирование семьи;
педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т. д.);
проведение мероприятий для ребёнка и взрослых (праздники, в том числе в форме совместного творчества (выставки, проекты, мастерские);
индивидуальную работу с родителями