Макарова Вера
Логопедическая работа с ребенком с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
(из личного опыта)
Логопедическая коррекционно-развивающая работа с ребенком с РАС осуществляется по следующим направлениям: развитие коммуникативных навыков и формирование речи как средства общения; расширение понимания речи и накопление пассивного словаря; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие общих речевых навыков и артикуляторной моторики; развитие неречевых психических функций, мелкой моторики и формирование грфомоторных навыков.
Данная работа проводится в формате индивидуальных занятий в сопровождении тьютора.
Публикация «Логопедическая работа с ребенком с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
На начальном этапе работы необходимо было установить контакт с ребенком. Ребенку была предоставлена возможность освоится в логопедическом кабинете. Ребенок спокойно вошел в логопедический кабинет, ему были предложены разные игры и игрушки, он выбирал игрушки интересные для него и играл ими за столом и на полу. Для установления контакта и вовлечения ребенка в совместную деятельность с логопедом, а так же для создания положительного настроя у ребенка я, совместно с тьютором, старалась определить, что может стать стимулом для ребенка. Нами были определены поощрения: шарик, игра на синтезаторе, собирание пазлов, нажатие на кнопочку старт ксерокопировального аппарата. Эти поощрения эффективно использовались на занятиях. Первые занятия с ребенком длились 5-7 минут, на них я использовала игры для развития неречевых психических функций: «Хлопни как я», «Сложи из палочек», «Разрезные картинки», «Подбери по цвету».
В дальнейшем на ребенка была составлена образовательная программа с тематическим планированием. Лексические темы нашей речевой группы адаптированы для ребенка. В структуру занятия входят задания по лексической теме изучаемой на неделе, по развитию неречевых психических функций, зрительного и слухового внимания, по развитию артикуляторной моторики и развитию общих речевых навыков (голоса, дыхания и ритма, по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных навыков, а также задания по формированию коммуникативных навыков и развитию грамматического строя речи. Количество заданий на занятиях дозируется, но постепенно увеличивается. Если в начале это было 3 задания, то сейчас уже 7 заданий.
В начале занятия ребенку предъявляется визуальная структура занятия, т. е. сколько заданий необходимо сделать и за что получить поощрение. Ребенок контролирует выполнение каждого задания закрывая цветным кружком на планшете номер того задания, которое он выполнил. Такой способ контроля помогает ребенку лучше настроится на занятие, проводить его эффективно и охотнее принимать новые задания. Занятия становятся разнообразными и более продолжительными по времени.
На занятиях с ребенком используется много наглядности: предметных и сюжетных картинок, игр, лото, иллюстрированных грамматических упражнений. Обращаться к ребенку нужно короткими, простыми фразами. К каждому заданию необходимо давать краткую чёткую инструкцию и показывать образец его выполнения. Образец выполнения задания может быть вербальным, например при выполнении грамматического упражнения на согласование прилагательных и существительных лучше вместо инструкции «Назови что это» дать образец выполнения задания: «Это желтый флажок» и указать на флажок; «Это …указать на красную пирамидку и т. д. Другой способ невербальный, когда педагог выполняет подобное задание и оставляет перед ребенком образец выполнения. Например, игра на развитие зрительного внимания «Найди парочку».
Для того чтобы коррекционная работа была успешной все игры и задания подбираются с учётом зоны ближайшего развития ребенка. Например, если при изучении темы Транспорт ребнок может назвать один предмет «Это трамвай», то я предлагаю более сложный вариант назвать два предмета «Это трамвай и самолёт». Так же при подборе игр и заданий для занятий надо учитывать интересы ребёнка. Например, зная, что ребенок любит цифры, я при отработки грамматического упражнения «Сосчитай» направленного на согласование числительных с существительными использую наглядное изображение цифр и картинку предметов которых необходимо посчитать.
Для более прочного формирования знаний и навыков, в процессе коррекционной работы, необходимо обеспечить достаточное количество повторений выполнения заданий. Для этого на занятиях используется разнообразный дидактический материал, а также отработка грамматических форм и коммуникативных конструкций проходит на разном лексическом материале. Например, грамматическая игра «Жадина» направленная на умение употреблять в речи местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ может проводиться в рамках любой лексической темы, на любом лексическом материале. Здесь хочется отметить важность взаимосвязи работы логопеда и тьютора, который между занятиями закрепляет навыки полученные ребенком на логопедических занятиях.
На сегодняшний момент хочется отметить, что у ребенка отмечается положительная динамика в речевом развитии: ребенок стал больше проявлять речевую активность и желание общаться при помощи слов, может участвовать в элементарном диалоге используя простые предложения из 3-4 слов. У ребенка расширяется активный словарь: в речи появляются прилагательные и иногда местоимения (Я, МОЙ) Особенно хочется отметить возросший интерес ребенка к артикуляционной гимнастике: ребенок с удовольствием стал выполнять артикуляционные упражнения, и если в начале он вообще отказывался от их выполнения, то сейчас делает 6-8 упражнений.