Людмила Ярошенко
Консультация «Логопедическая работа с безречевыми детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Безречевые дети - это дети у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними.
К безречевым следует отнести детей с различными задержками психического развития, в том числе недифференцированными, моторной и сенсорной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличам, нарушением слуха, анартрию (тяжёлая степень дизартрии). Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность в поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощенность – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Публикация «Консультация „Логопедическая работа с безречевыми детьми“» размещена в разделах
У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно – гидроцефальный и церебрастенический синдромы. Для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти; недостаточность целенаправленной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотным рефлексом, беспокойном поведении.
Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании, что у него преобладает – неумение или нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для оценки неговорящего ребенка и помощи ему. В этом случае важно не упустить ранний возраст ребенка, что поможет сформировать у неговорящего не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способность его интеграции в окружающий мир.
В настоящее время имеется широкий выбор отдельных пособий и наглядного материала для логопедов и родителей, в том числе и для работы с безречевыми детьми. Однако многие из них оторваны от реальных особенностей неговорящего ребенка. В некоторых из них недостаточно четко показана соотнесённость предлагаемых форм, методов, этапов коррекционного обучения с режимными моментами и спецификой общения с неговорящим дошкольником.
Многие родители неговорящих детей, неправильно ориентированные подобными материалами, верят в исключительно благоприятное влияние различных новшеств и приемов (зондовый массаж, многократное повторение речевого материала, использование пальчиковой гимнастики).
Пальчиковая гимнастика, способствует развитию мелкой моторики, что важно для формирования письма и может использоваться как вспомогательное средство в работе с безречевыми детьми. Однако развитие пальцев еще не стимулирует развитие языка, вербальную (устную) речь необходимо формировать в чистом виде.
Лечебная физкультура и логопедический массаж – часть комплексной коррекционно-развивающей работы и нужны при определенных нарушениях речевого развития детей.
Зондовый массаж с использованием специальных приспособлений часто проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому в равной степени он может принести как пользу, так и вред.
Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно, поэтому для развития речи следует создавать ситуацию, а не просто повторять заученный материал.
Формирование собственной речи, правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогом, родителями и сверстниками должно стать основой занятий.
Очень значимо для безречевого ребенка развитие личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умение подчинятся требованием взрослых. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу для успешного обучения.
Обследование безречевых детей нужно строить как совокупность взаимосвязанных приемов, заданий, использование которых позволит выявлять их индивидуальные особенности.
Диагностику безречевых детей следует проводить с учетом следующих принципов:
- комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития);
- системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом);
- качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки деятельности);
- целостного анализа психического развития ребенка (позволяет вскрыть соотношения между первичным и вторичным дефектом).
Логопедическое обследование безречевых детей должно носить комплексный характер. Условно его можно разделить на три части.
1 часть – изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Цели:
- выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока – семантический и эмоциональный смысл;
- уточнить наличие готовности ребенка к общению, тенденции к совершенствованию языковой системы.
2 часть – изучаются неречевые функции.
Цели:
- определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте;
- в составе этих функций выделить специфические компоненты.
3 часть - изучаются невербальные компоненты коммуникации.
Цели:
- выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;
- изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности и приобретения навыков общения.
Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учетом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, и дидактических принципов:
- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
-максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы (зрительный, кинестетический, двигательный);
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции, на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;
- поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;
- учета зоны ближайшего развития, при котором выполнение заданий можно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- усложнение материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
-онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и ее составляющих в онтогинезе;
-функционально-семантический, согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребенка – в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.
Исходя их принципов экспериментального обучения, необходимо подобрать и систематизировать языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.
В логопедическую работу с ребенком нужно включать родителей на правах участников коррекционного процесса. Их необходимо информировать о результатах обследования, ближайших и перспективных целях коррекции.
С родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств дошкольника – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям – как для адаптации самого ребенка в целом, так и для результативности логопедической работы.
Крайне важно, чтобы у родителей сформировалось правильное отношение к дефекту ребенка, принимались пути его преодоления, создавались условия для общения с ним.
В коррекционной работе реализуется деятельности подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.
Учитель-логопед МБДОУ № 118
Ярошенко Л. Ю.