Надежда Дыбова
Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность темы
Ранний возраст является самым благоприятным в развитии человека. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции в развитии детей связано с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей (Урядницкая Н. А.).
Публикация «Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеет диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Урядницкая Н. А., Баранов А. А.).
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер. Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности. Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
За последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения детей с речевой патологией. Многие авторы указывают на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сенситивного периода развития, так как каждый возраст ребенка обусловливает как текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.
На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.
Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.
2. Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста
В результате теоретического анализа современной литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.
2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);
4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;
5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы) (Т. Н. Гирилюк, 2007).
В работе необходимо применять практические и наглядные метода и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.
Комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.
Упражнение 1. Ребенку предлагается послушать звуки за окном, во время прогулки на улице: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик) и т. д. Ребенку предлагается послушать и определить, какие звуки доносятся из кухни и коридора.
Упражнение 2. Дифференциация звучащих игрушек (бубен, дудочка, барабан).
Упражнение 3. Ребенок помогает взрослому помещать в одинаковые металлические баночки (из-под леденцов) сыпучие продукты с частицами разной величины: манную и гречневую крупу, горох, фасоль, сахарный песок. Ребенку предлагается послушать и запомнить звучание каждого продукта о коробочку при ее встряхивании. Взрослый называет содержимое баночки, так как звуковые различия незначительны, вначале берется не более двух банок, потом их количество медленно увеличивается.
Упражнение 4. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко тихо). Дети кричат «ау» (громко, «ау» (тихо, собака лает: «ав» (громко, «ав-ав» (тихо).
Упражнение 5. Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, «мяу» громко (кот рядом и просит поесть, тихо (кот за дверью, высоким голосом (маленький котенок, низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: и-го-го, му, гав, ква, бе, ку-ку и т. п.
Комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине
Формирование представлений о цвете и форме
Упражнение 1. На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребенку предлагается предмет и даё тся инструкция: «Найди точно такую же чашку (куклу, машинку и т. д.)». Количество предметов в наборе постепенно увеличивается от 3 до 6. Закрепляются представления о тождестве: такой - другой, одинаковые - разные.
Упражнение 2. На столе раскладываются в беспорядке одинаковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков. Ребенок должен помочь Маше-растеряше подобрать пару к каждому предмету.
Упражнение 3. Ребенку предъявляется карта, на которой изображены цветные колечки, вырезанные внутри. Ребенок должен подобрать кружочки такого же цвета и вложить их в трафаретки.
Упражнение 4. Ребенку предъявляется карта, на которой нарисованы разноцветные колобки. Ребенок должен подобрать дорожку, по которой покатится каждый колобок. Если ребенок уже ориентируется в цветах, взрослый говорит: «Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета».
Упражнение 5. Ребенку предлагаются палочки четырех основных цветов, перемешанные произвольно, которые нужно сгруппировать по цветам и разложить на столе. Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере.
Упражнение 6. Для упражнения нужны листы белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя, кисти и розетки для красок. Рекомендуется вначале показать ребенку растение, обращая внимание на цвет листьев. Потом дать ребенку розетки с красками и предложить найти ту, которая похожа на цвет листочков. Затем предложить малышу сделать несколько мазков на листе.
Упражнение 7. «Елочки и грибочки». Используют коробки, в которых отобраны по десять элементов зеленой и красной, желтой и синей мозаики. Ребенку показывают мозаику и объясняют, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Затем показывают элементы красной мозаики. Такого цвета бывают грибочки. На панели размещают «елочку», потом «грибочек», потом снова «елочку» и т. д. Действия могут сопровождаться словами: «Елочки нарядные стали в рядок, а за каждой елочкой красненький грибок». По мере усвоения задание усложняется, ребенку предлагается выбрать три цвета из четырех и т. д.
Упражнение 8. Отбираются предметы одинакового цвета, Но разной формы (квадрат, круг, треугольник). Ребенок должен разложить предметы в разные коробки в зависимости от формы.
Упражнение 9. Выкладывание мозаики одного цвета, но разной формы. В ряд выкладывается мозаика одной формы.
Формирование представлений о величине
Упражнение 10. Ребенку предлагают разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера.
Упражнение 13. На столе раскладываются куклы разной величины и коробка с кукольной одеждой. Ребенку нужно выбрать одежду, подходящую кукле по размеру. Взрослый сопровождает действия ребенка фразами: «Это пальто большое, а это поменьше» и т. д.
Упражнение 14. Из картона вырезаются фигурки трех медведей, различные по величине, квадраты трех размеров, банки с медом, яблоки. Ребенку нужно подобрать для каждого медведя подходящий по величине стол и разложить угощение. Взрослый сопровождает действия ребенка речью.
Упражнение 15. Изготавливается набор фигурок ежиков и яблок разной величины. Ребенку предлагается разместить ежиков на дорожке в ряд и каждому подобрать яблоко подходящего размера. После этого взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и размещает ежиков, начиная ряд с самого маленького. Когда ребенок откроет глаза, ему предлагается собрать яблоки, которые ежики растеряли. Все действия сопровождаются речью взрослого : «Самому большому ежику - самое большое яблоко» и т. д.
Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений
Упражнения по формированию представлений о схеме тела и лица
Упражнение 1. Взрослый читает сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка, Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки!
(совершает воображаемые действия - «умывается»).
При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.
Упражнение 2. «Покажи у куклы (мишки, зайки)».
Взрослый читает потешку:
Водичка водичка!
Умой кукле личико,
Умой кукле глазки,
Умой кукле ротик,
Умой кукле носик,
Умой кукле ушки!
(совершает воображаемые действия -«умывает куклу»).
При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.
Упражнения на расширение пространственных представлений
Упражнение 1. Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят «Посмотри, потрогай глаза, лоб, нос, колено.» Затем эти действия переносятся на взрослого : «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши».
Упражнение 2. Те же упражнения проводятся на кукле, потом на картинке или на фотографии, затем на рисунке.
Упражнение 3. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком и другими предметами, каждый раз называя свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок, следя за взрослым, копирует упражнения. Затем ребенок выполняет упражнения по словесной инструкции.
Упражнение 4. По инструкции взрослого ребенок кладет игрушки в коробочку, на коробочку, под коробочку, около коробочки, между коробочкой и каким-либо еще предметом.
Упражнение 5. У ребенка спрашивают по картинке: «Кто летит по небу? Кто под деревом? Кто на дереве? Кто рядом с деревом?» и т. д.
Упражнение 6. Ребенка просят выполнить ряд действий: «Сядь на стул». «Встань рядом со столом». «Залезь под стол». «Встань между стулом и кроватью» и т. д.
Упражнение 7. На прогулке просить ребенка показывать различные предметы с использованием предлогов в, на, под, из, между, около, над.
Упражнения на развитие конструктивного праксиса
Упражнение 1. Скамья из двух кубиков и планки. Цель: учить детей делать скамью из двух кубиков и положенной поверх них планки; понимать назначение постройки. Описание: «Матрешки гуляли долго-долго и нужно построить скамеечки, чтобы матрешки сели отдохнуть».
Упражнение 2. Ворота из двух кирпичиков и планки. Цель: учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку; понимать, что это ворота. Играть с ними, используя дополнительные игрушки. Описание: «Куколка проходит через ворота и идет гулять. Автомобиль проезжает в ворота и едет дальше вместе с другими автомобилями».
Упражнение 3. Заборчик из кирпичиков или планок. Цель: учить приставлять друг к другу вертикально поставленные кирпичики, играть с постройкой. Описание: «Цыплята убегают. Их может съесть лиса. Надо построить заборчик, чтобы они не попались лисе».
Упражнение 4. Цель: показать, что пространственные отношения между предметами могут изменяться: предмет, который был наверху, может оказаться внизу, внутри предмета и наоборот.
Взрослый сажает ребенка напротив себя и дает ему в руки два предмета: кубик и шарик. Такие же предметы берет себе. Взрослый предлагает поиграть: «Делай как я, будь внимателен». После этого ставит шарик на кубик, проговаривая: «Шарик на кубике». Затем меняет местами - кубик на шарике. Конструкция становится неустойчивой, кубик падает. Ребенок выполняет то же самое. Потом ставят кубик и шарик рядом, проговаривая: «Предметы рядом». Дальше меняют их местами, обращая внимание ребенка на то, что предметы все равно остались рядом друг с другом.
Подобные действия можно проводить с разными предметами, например, прятать мелкую игрушку в привлекательную для ребенка коробочку («поиграем в прятки»); проговаривая предлоги «на», «в», закатывать машинку под стол, диван, на кресло и т. д. При этом обязательно выделять голосом предлоги, обращать внимание на положение предметов относительно друг друга.
Упражнение 5. Складывание разрезной картинки из двух частей. Берут любую картинку размером не меньше чем 10x10 см, разрезают ее пополам, показывают ребенку, как надо складывать. Затем он делает это самостоятельно.
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности
Упражнение 1. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 2. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана, взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка). Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 3. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк, используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?» : взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
Кто ушел? ( кукла: «Уа-уа!»)
Что улетело? ( самолет: «У-у-у!»)
Кто убежал ( волк: «У-у-у»)
Упражнение 6. Игра «Положим спать» (проводится с игрушками) :
На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«A-а, а-а, а-а».
На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-У» У-У» У-У».
На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 4. Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова?
(Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
Видишь корову (кошку? (Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
Упражнение 5. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».
Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
Спрячь поезд (молоток, часы)
Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
Что тикает? Как?
Включать звукоподражания в стихотворные тексты:
Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
***
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
***
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Отработанные звукоподражания включают в стихотворные тексты.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Ку-ку, ку-ку.
***
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
***
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
***
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
***
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»
Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам:
«Ам-ам-ам!»
Наш малыш кричит с утра:
«УА-УА-УА-УА!»
***
Заблудились мы в лесу,
Закричали все:
«АУ-АУ!»
Использование языковых моделей для формирования речевых навыков
На первом этапе основное внимание сосредотачивается на отработке основной глагольной модели предложения:
а) подлежащее + сказуемое, с использованием лепетных слов (звукоподражаний)
Ав-ав бай. (Собака спит.)
Пи-пи ам. (Мышка кушает)
Би-би ту-ту. (Машина поехала.)
Киса, на. (Кошка, возьми.)
б) + сказуемое + подлежащее, выраженное глаголом Дай ам. (Дай кушать.)
Ди буа. (Иди гулять.)
На втором этапе расширяем структуру модели предложения за счет введения определения: (определение) + существительное + сказуемое
О-о-о ав-ав бай. (Большая собака спит.)
И-и-и пи-пи ам. (Маленькая мышка кушает.)
Примечание.
1. Составляются и отрабатываются предложения в игровой форме, с использованием игрушек и картинок.
2. На втором этапе некоторые слова могут временно заменяться движением рук (показом). Например, большой и маленький.
Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
1. Пальцевая гимнастика.
Упражнение 1
Ручки на столе лежат И пока что тихо спят.
А теперь одна проснулась,
И тихонько потянулась Левой и правой рукой.
Ладонь прижата к столу. На 3-й строчке пальцы напрягаются и поднимаются, ладонь остается на столе.
Упражнение 2
Солнышко пригревало - Червячки выползали.
Солнышко спряталось - Червячки уползали.
Левой и правой рукой.
Ладонь в кулачке, пальчиками вниз. На 1-й и 2-й строчках пальчики по столу «выползают» из кулачка. Ладонь с прямыми пальцами прижата к столу.
На 3-й и 4-й строчках пальчики собираются в кулачок. Кулачок прижат к столу.
Упражнение 3
«Детки»
Раз - два-три - четыре -пять!
Будем пальчики считать - Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Упражнение 4
«Пальчики»
Раз - два - три - четыре - пять - Вышли пальчики гулять.
Раз - два - три - четыре - пять - В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
II. Упражнения-игры.
Упражнение 1. «Посыпаем дорожки».
Предлагают ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Следует ограничить ее чем-либо, например, полосками бумаги.
Играют: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Посыпать надо тремя пальцами, сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки. Цель: развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш.
Упражнение 2. «Выловим из воды».
Наливают в миску воды и бросают несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточки и т. д. Предлагают малышу с помощью ложки или сита выловить все предметы и сложить их в тарелку, стоящую справа от миски. Ложку необходимо держать правильно в правой руке.
III. «Мы рисуем» (занятия по 15-20 минут).
1. Рисуем вертикальные линии, ребенок с помощью взрослых рисует карандашом или фломастером, рука малыша движется сверху вниз.
2. Рисуем горизонтальные линии, штрихи. Рука движется слева направо.
3. Рисуем на подносе.
Высыпьте на поднос манную крупу и проведите пальцем вертикальную линию сверху вниз. Затем возьмите ладонь ребенка в свою руку и помогите малышу повторить ваш «рисунок». Немного потренировавшись, предложите ребенку провести вертикальные линии самостоятельно. Похвалите малыша, а затем научите его проводить горизонтальные линии.
4. Рисуем ладошкой.
Разведите в блюдце гуашевую краску, опустите в нее ладонь, оставьте отпечаток на листе бумаги и скажите малышу: «Вот как получилось, а теперь ты». Малыш повторит вслед за вами все, что вы ему показываете.
5. Рисуем пальцами и пробкой.
С помощью пальца и пробки получаются забавные рисунки. «Печатать» можно не только пробочкой, но и обратной стороной карандаша, крышечками и т. д.
IV. Игры-занятия.
1. «Шнуровка ~ нанизывание фигурок на шнурок, готовых «бусин» из мелкого материала
различных геометрических форм и расцветок.
2. Застегивание пуговиц, крючков, молний; завод механической игрушки ключом.
3. Игры с конструктором, кубиками, мозаикой (детали должны быть достаточно крупные).
4. Складывание матрешек.
5. Сминание руками поролоновых шариков, губки, пищащих игрушек.
6. Складывание пазлов. (Картина должна быть простой, с контрастными цветами.) Вначале достаточно поставить на место одну деталь, постепенно усложнять (две и более деталей).
Современная наука уже накопила достаточно данных для утверждения того, что в результате логопедической помощи детям раннего возраста, они, в конечном итоге, выйдут на тот уровень психического развития, которого они не достигли бы при более позднем начале целенаправленного воздействия.