Любовь Скаделова
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Статистические данные, проведенные в начале года, о составе детей, посещающих наше учреждение, свидетельствуют о значительном увеличении количества безречевых детей.
Группа безречевых детей неоднородна.
В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, дезартрией и другими особенностями развития.
Для специалистов, работающих с данной категорией детей, очевидно, что нарушения речи становятся не самостоятельным дефектом, а входят в состав других, более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребенка и влекут за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Публикация «Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поэтому успешными оказываются коррекционные занятия, которые включают элементы и сенсорного воспитания и комплекса кинетических, барических, кинестетических, вкусовых, тактильных, слуховых и зрительных ощущений.
Среди неговорящих детей можно выделить подгруппу, в которой недостаточность представлений о целостном образе предмета является одной из причин отсутствия речи.
Следовательно, включение максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению в активной речи новых слов.
Опыт моей работы с такими детьми показал, что применение в коррекционной работе полисенсорного подхода позволяет более успешно стимулировать речевое общение неговорящих детей моей группы.
Я использую игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения.
Занятия по развитию сенсомоторных навыков проводятся мною в специально оборудованной зоне кабинета, где находятся игры и пособия по развитию различных анализаторов.
Стимуляция речевого общения с помощью сенсорного воспитания состоит из следующих этапов: зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые и весовые ощущения.
Неговорящий ребенок имеет возможность не только выслушать меня и рассмотреть картинку, но и подержать, понюхать, поиграть или попробовать на вкус реальный предмет.
Общение с ребенком носит не только речевой, но и иной характер — с помощью взгляда, мимики лица и жестов, прикосновений. Формирование и укрепление эмоционального контакта между мной и ребенком — вот главная задача данной деятельности.
этап «Развитие зрительного восприятия»
Зрительное восприятие лица и образа человека - первоначальный навык, которым должен овладеть неговорящий ребенок. Необходимо научить ребенка удерживать контакт «глаза в глаза», быть готовым к дальнейшему сотрудничеству.
Например
Упражнение «Покажи как!»
Педагог предлагает выбрать из нескольких игрушек одну и выполнить с ней простое действие (прокатить мяч, посадить куклу, снять колечко с пирамидки и т. д.).
Или такое Упражнение «Разноцветные картинки»
Перед ребенком раскладываются карточки четырех основных цветов и предметные картинки (красная ваза, желтый банан, синий мяч, зеленый лист). Дается инструкция: «Положи картинку на карточку такого же цвета и назови!»
Этап «Развитие слухового восприятия»
Безречевые дети не обращают внимания на говорящего с ними взрослого, не прислушиваются к его голосу, интонации, часто не реагируют на свое имя. Поэтому успех работы в этой зоне возможен лишь при создании высокого эмоционального фона занятия.
использую такое Упражнение как «Угадай, что звучит»
Предлагаю вниманию ребенка несколько предметов. Манипулируя с ними (стук карандашом о стакан, громыхание коробкой с кнопками, переливание воды из бутылочки в чашку и т. д., он обращает внимание на звуки, издаваемые предметами, дает образцы звукоподражаний (кап-кап, тук-тук и т д.). Затем педагог прикрывает предметы ширмой, и ребенок отгадывает, что звучит или гремит, обозначая действие словом.
В зоне развития слухового восприятия должна быть коробка со звучащими игрушками, шумящими предметами, музыкальными инструментами.
Этап «Развитие тактильного восприятия»
Значение влияния развития тактильных ощущений на активизацию речевых навыков и работу мозга в целом невозможно переоценить. У ребенка стимуляция мыслительной деятельности происходит при активном вовлечении рук и пальцев. Развитие тактильного восприятия позволяет ребенку точнее сравнивать, различать и объединять предметы и явления окружающего мира.
К примеру такое Упражнение «Потрогай и назови!»
Педагог предлагает ребенку взять с подноса мелкие игрушки с различной фактурной поверхностью (пушистый цыпленок, резиновая собачка, металлическая машинка, пластилиновый комочек). Педагог называет предметы, описывает качество поверхности и поощряет самостоятельное высказывание ребенка.
Или Упражнение «Перышко»
Педагог дотрагивается пером до разных частей тела ребенка, называя их, комментируя ощущения (мягко, нежно, ласково, приятно). Ребенок повторяет слова и действия за взрослым.
Для поднятия настроения и улучшения эмоционального фона ребенка можно щекотать перышком между пальцами, его шею. Вариант упражнения — выполнять те же действия, предложив закрыть глаза.
Упражнение «Азбука вкуса»
Педагог вместе с ребенком рассматривает, пробует и называет предметы предлагая запомнить их вкус (сладкий мед, горький лук, кислый лимон, соленый огурец и т. д.). По возможности к каждому вкусу подбирается предметная картинка.
Игры на развитие слухового, зрительного, тактильного и других видов восприятия вызывают у детей большой интерес, способствуют преодолению негативизма и обеспечивают повышенный эмоциональный фон занятий. Таким образом, лучше закрепляются новые сведения в памяти и речи.
Опыт показывает что использование в работе с безречевыми детьми предлагаемых мною упражнений дает результат. Уже за пол года число таких детей сократилось почти в 4 раза. Это в том числе и совместная деятельность воспитателя, специалистов, учителя-логопеда, педагога-психолога и конечно же родителей.
Насколько изменилась картина вы видите на слайде. Остались неговорящими 5 детей младшего возраста. Из них двое детей раннего возраста и трое детей 2 младшая группа со сложными речевыми патологиями.
В средних и старших группах неговорящих детей нет.
Результативность использования упражнений дает уверенность, в том, что к концу года неговорящих детей в саду не останется.
Спасибо за внимание!