Папки-передвижки

Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми

Любовь Скаделова
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Статистические данные, проведенные в начале года, о составе детей, посещающих наше учреждение, свидетельствуют о значительном увеличении количества безречевых детей.

Группа безречевых детей неоднородна.

В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, дезартрией и другими особенностями развития.

Для специалистов, работающих с данной категорией детей, очевидно, что нарушения речи становятся не самостоятельным дефектом, а входят в состав других, более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребенка и влекут за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Публикация «Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми» размещена в разделах

Поэтому успешными оказываются коррекционные занятия, которые включают элементы и сенсорного воспитания и комплекса кинетических, барических, кинестетических, вкусовых, тактильных, слуховых и зрительных ощущений.

Среди неговорящих детей можно выделить подгруппу, в которой недостаточность представлений о целостном образе предмета является одной из причин отсутствия речи.

Следовательно, включение максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению в активной речи новых слов.

Опыт моей работы с такими детьми показал, что применение в коррекционной работе полисенсорного подхода позволяет более успешно стимулировать речевое общение неговорящих детей моей группы.

Я использую игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения.

Занятия по развитию сенсомоторных навыков проводятся мною в специально оборудованной зоне кабинета, где находятся игры и пособия по развитию различных анализаторов.

Стимуляция речевого общения с помощью сенсорного воспитания состоит из следующих этапов: зрительное восприятие; слуховое восприятие; тактильное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые и весовые ощущения.

Неговорящий ребенок имеет возможность не только выслушать меня и рассмотреть картинку, но и подержать, понюхать, поиграть или попробовать на вкус реальный предмет.

Общение с ребенком носит не только речевой, но и иной характер — с помощью взгляда, мимики лица и жестов, прикосновений. Формирование и укрепление эмоционального контакта между мной и ребенком — вот главная задача данной деятельности.

этап «Развитие зрительного восприятия»

Зрительное восприятие лица и образа человека - первоначальный навык, которым должен овладеть неговорящий ребенок. Необходимо научить ребенка удерживать контакт «глаза в глаза», быть готовым к дальнейшему сотрудничеству.

Например

Упражнение «Покажи как!»

Педагог предлагает выбрать из нескольких игрушек одну и выполнить с ней простое действие (прокатить мяч, посадить куклу, снять колечко с пирамидки и т. д.).

Или такое Упражнение «Разноцветные картинки»

Перед ребенком раскладываются карточки четырех основных цветов и предметные картинки (красная ваза, желтый банан, синий мяч, зеленый лист). Дается инструкция: «Положи картинку на карточку такого же цвета и назови!»

Этап «Развитие слухового восприятия»

Безречевые дети не обращают внимания на говорящего с ними взрослого, не прислушиваются к его голосу, интонации, часто не реагируют на свое имя. Поэтому успех работы в этой зоне возможен лишь при создании высокого эмоционального фона занятия.

использую такое Упражнение как «Угадай, что звучит»

Предлагаю вниманию ребенка несколько предметов. Манипулируя с ними (стук карандашом о стакан, громыхание коробкой с кнопками, переливание воды из бутылочки в чашку и т. д., он обращает внимание на звуки, издаваемые предметами, дает образцы звукоподражаний (кап-кап, тук-тук и т д.). Затем педагог прикрывает предметы ширмой, и ребенок отгадывает, что звучит или гремит, обозначая действие словом.

В зоне развития слухового восприятия должна быть коробка со звучащими игрушками, шумящими предметами, музыкальными инструментами.

Этап «Развитие тактильного восприятия»

Значение влияния развития тактильных ощущений на активизацию речевых навыков и работу мозга в целом невозможно переоценить. У ребенка стимуляция мыслительной деятельности происходит при активном вовлечении рук и пальцев. Развитие тактильного восприятия позволяет ребенку точнее сравнивать, различать и объединять предметы и явления окружающего мира.

К примеру такое Упражнение «Потрогай и назови!»

Педагог предлагает ребенку взять с подноса мелкие игрушки с различной фактурной поверхностью (пушистый цыпленок, резиновая собачка, металлическая машинка, пластилиновый комочек). Педагог называет предметы, описывает качество поверхности и поощряет самостоятельное высказывание ребенка.

Или Упражнение «Перышко»

Педагог дотрагивается пером до разных частей тела ребенка, называя их, комментируя ощущения (мягко, нежно, ласково, приятно). Ребенок повторяет слова и действия за взрослым.

Для поднятия настроения и улучшения эмоционального фона ребенка можно щекотать перышком между пальцами, его шею. Вариант упражнения — выполнять те же действия, предложив закрыть глаза.

Упражнение «Азбука вкуса»

Педагог вместе с ребенком рассматривает, пробует и называет предметы предлагая запомнить их вкус (сладкий мед, горький лук, кислый лимон, соленый огурец и т. д.). По возможности к каждому вкусу подбирается предметная картинка.

Игры на развитие слухового, зрительного, тактильного и других видов восприятия вызывают у детей большой интерес, способствуют преодолению негативизма и обеспечивают повышенный эмоциональный фон занятий. Таким образом, лучше закрепляются новые сведения в памяти и речи.

Опыт показывает что использование в работе с безречевыми детьми предлагаемых мною упражнений дает результат. Уже за пол года число таких детей сократилось почти в 4 раза. Это в том числе и совместная деятельность воспитателя, специалистов, учителя-логопеда, педагога-психолога и конечно же родителей.

Насколько изменилась картина вы видите на слайде. Остались неговорящими 5 детей младшего возраста. Из них двое детей раннего возраста и трое детей 2 младшая группа со сложными речевыми патологиями.

В средних и старших группах неговорящих детей нет.

Результативность использования упражнений дает уверенность, в том, что к концу года неговорящих детей в саду не останется.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Использование технологий воспитания, социализации и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР На базе структурного подразделения детский сад «Радуга» с 2016 года осуществляет деятельность Опорная площадка «Использование инновационных.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Современное общество предъявляет новые требования.

Игровые методы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возрастаИгровые методы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Я психолог-практик и психолог-теоретик в коррекционной сфере (с детьми с умственной отсталостью, задержанным психическим развитием, поведенческими.

Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский Дети дошкольного возраста хорошо.

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста. Лэпбук «Насекомые»Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста. Лэпбук «Насекомые» Мастер-класс «Использование эколого-речевого материала в работе с детьми дошкольного возраста» 17.10.2017г. Подготовила: воспитатель.

План воспитательной работы с группой учащихся 1–2 классы «Уроки общения» по направлению «контакт» План воспитательной работы с группой учащихся 1, 2 класса «УРОКИ ОБЩЕНИЯ» по направлению «контакт» Воспитатель: Виль Анна Андреевна Рассмотрено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
Опубликовано: 27 марта 2018 в 09:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Скаделова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД