Пальмова Вера
Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников»
Составила: Учитель-логопед
Пальмова Вера Николаевна
Содержание
Введение
1 Нарушение фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР. ___2
2 Исследование состояния фонематического анализа___3
3 Исследование фонематического синтеза___4
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
4 Основные направления логопедической работы по преодолению фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФН___4
Список литературы___11
Введение
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974г.).
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.
Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Фонематический анализ может быть простым и сложным.
По данным В. К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с четырех – пяти лет, а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет).
Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.
1
Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
Дети, поступающие в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Подробней я остановлюсь на развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
1 Нарушение фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
У детей с ФФНР отмечается не сформированность как простых, так и сложных форм фонематического анализа. Поэтому с самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звуко-буквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и
2
различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу
способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте. Фонематический синтез - процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
2 Исследование состояния фонематического анализа.
А) Исследование простых форм фонематического анализа.
1 Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.
2 Выделение начального ударного гласного из слова.
В) Исследование сложных форм фонематического анализа.
1 Вычленение первого согласного звука из слов.
2 Вычленение последнего звука из слов.
3 Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)
4 Определение места ударной гласной в словах
5 Определение места согласного звука в слове
6 Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.
7 Определение количества звуков в слове – количественный анализ.
8 Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.
3
3 Исследование фонематического синтеза
1 Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
2 Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
4 Основные направления логопедической работы по преодолению фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФН.
Важное место по преодолению фонематического анализа и синтеза у дошкольников занимают дидактические принципы: систематичности и последовательности в подаче речевого материала, доступности, наглядности, активности, индивидуального подхода.
Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста считаю, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.
Логопедическую работу следует начинать с формирования простых форм фонематического анализа. Работа начинается с уточнения артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности.
4
Четко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, а, у или и, у, а, затем определяют количество их и последовательность.
Список литературы
1Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
2 Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М., 1993.
3 Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
4 Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб., 1995.
5 Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия – М., 2001.
6 Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2003.