Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников»

Пальмова Вера
Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов :

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников»

Составила: Учитель-логопед

Пальмова Вера Николаевна

Содержание

Введение

1 Нарушение фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР. ___2

2 Исследование состояния фонематического анализа___3

3 Исследование фонематического синтеза___4

Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников“» размещена в разделах

4 Основные направления логопедической работы по преодолению фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФН___4

Список литературы___11

Введение

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974г.).

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа.

Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Фонематический анализ может быть простым и сложным.

По данным В. К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с четырех – пяти лет, а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет).

Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.

1

Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.

Дети, поступающие в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Подробней я остановлюсь на развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

1 Нарушение фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

У детей с ФФНР отмечается не сформированность как простых, так и сложных форм фонематического анализа. Поэтому с самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звуко-буквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и

2

различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу

способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте. Фонематический синтез - процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

2 Исследование состояния фонематического анализа.

А) Исследование простых форм фонематического анализа.

1 Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.

2 Выделение начального ударного гласного из слова.

В) Исследование сложных форм фонематического анализа.

1 Вычленение первого согласного звука из слов.

2 Вычленение последнего звука из слов.

3 Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

4 Определение места ударной гласной в словах

5 Определение места согласного звука в слове

6 Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.

7 Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

8 Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

3

3 Исследование фонематического синтеза

1 Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

2 Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

4 Основные направления логопедической работы по преодолению фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФН.

Важное место по преодолению фонематического анализа и синтеза у дошкольников занимают дидактические принципы: систематичности и последовательности в подаче речевого материала, доступности, наглядности, активности, индивидуального подхода.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста считаю, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.

Логопедическую работу следует начинать с формирования простых форм фонематического анализа. Работа начинается с уточнения артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности.

4

Четко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, а, у или и, у, а, затем определяют количество их и последовательность.

Список литературы

1Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.

2 Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М., 1993.

3 Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

4 Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб., 1995.

5 Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия – М., 2001.

6 Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 2003.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

Консультация для педагогов «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения» "Современные психолого-педагогические технологии коррекционно - развивающего обучения" В жизни детей, как и взрослых, много проблем.

Консультация для педагогов «Формирование фонематического восприятия у дошкольников» Предмет нашего разговора – развитие фонематических процессов. Предлагаю вниманию известную вам теорию, немного разбавленную историческими.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной мотивации у дошкольников» «Если ребенок в первые 2 - 3 года своей жизни не открывает через самого близкого, самого дорогого ему человека — мать — весь мир человеческий.

Консультация для воспитателей «Использование коррекционно-развивающих технологий в обучении дошкольников» .

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Практикум для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций Цель: обучение модели урегулирования конфликтов. Психолог. Начнем работу по кругу со слов: «Когда я вижу конфликт…» Психолог. Сегодня на.

Приёмы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи. Как известно, речь является важнейшей психической функцией человека, наряду с памятью, вниманием, мышлением, восприятием. Чем богаче и правильнее.

Консультация для педагогов «Закаливание дошкольников» Стебунова Е. В. Закаливание дошкольников. Актуальность: самый драгоценный дар, который от природы получает человек – здоровье. Недаром в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников»
Опубликовано: 16 июля 2018 в 08:36
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Пальмова Вера (УИ 1594385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД