Надежда Бурюкина
Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между телом, разумом и языком. Таким образом, все чему учат человека должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается Безруковой В. С. В педагогической литературы выделяются следующие виды интеграции:
Публикация «Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР» размещена в разделах
- содержательная интеграция — это межпредметная и мультипредметная интеграция (объединение двух или нескольких разделов: например, развитие речи и художественная литература, речевое развитие и музыкальное воспитание и т. д.
Содержательная интеграция включает в себя направления:
- использование средств одной образовательной области для организации или оптимизации образовательного процесса другой образовательной области;
- интеграция детских видов деятельности;
- интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.
Организационно-технологическая интеграция включает в себя:
- интегративные формы обучения (занятия, развлечения, интегрированный день);
- интегративные технологии (проблемное обучение, здоровьесберегающее обучение)
Личностно-деятельностная интеграция - объединение деятельности участников педагогического процесса воспитателя, учителя-логопеда, физрука, музыкального руководителя, психолога.
Каким же образом можно использовать идею интегрированного обучения в коррекционной работе, проводимой учителем-логопедом для детей с ОНР?
Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе логопедических занятий является «Коммуникация», а ведущим видом детской деятельности — коммуникативная. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков была более успешной мы используем возможности других образовательных областей.
Так образовательная область «Здоровье» способствует решению таких задач, как развитие речедвигательного аппарата, нормализация межполушарных связей, развития мелкой моторики (кинезиологические упражнения, игры с мелкими предметами, пальчиковые игры со словесным сопровождением, формирование правильного речевого дыхания.
Особую ценность имеют различные виды самомассажа, т. к. позволяют повысить адаптивные способности организма размягчить мышечные зажимы, позволяют снять мышечное напряжение, избавить от неприятных ощущений, повысить работоспособность.
Ну и, конечно же, артикуляционная гимнастика, без которой не обходится ни одно занятие. Являясь, собственно здоровьесберегающей технологией, она является важнейшей составляющей в коррекции и профилактике речевых нарушений.
Огромным подспорьем для решения задач речевого развития является образовательная область «Художественная литература». Мы просто не можем обходиться без логорифм: чистоговорок, скороговорок, стихов — как поэтического сопровождения коррекции речи у детей, используем литературные тексты для автоматизации звуков во фразовой речи, развитии связной речи у детей, обучение пересказу, читаем отрывки художественных произведений, давая образцы правильной литературной речи.
Еще одно направление содержательной интеграции — это интеграция детских видов деятельности.
На логопедических занятиях, как групповых, так и индивидуальных мы широко используем возможности продуктивных видов детской деятельности для оформления продуктов детского речевого творчества. мы создаем с детьми коллажи, индивидуальные книжки- малышки, книги, как продукты совместной деятельности детей, групповые альбомы, стенгазеты, изготовление театров, масок для обыгрывания текстов. Не обходимся и без ведущего вида деятельности — игры. Для решения задач коррекции речи у детей с НР используем все виды игр: дидактические, подвижные, ролевые, речевые, театрализованные. Все игры подбираются в соответствии с задачами занятия и направлением коррекционной работы.
Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы на логопедических занятиях ярче всего прослеживается на примере областей «Познание», «Коммуникация».
В процессе развития лексико-грамматических компонентов речи и формирования связной речи решаются задачи:
- математического развития (например согласование существительного с числительным в роде, числе, падеже);
- сенсорного развития (представление о форме, цвете, величине и др.)
- в процессе знакомства с лексическими темами расширяются представления -о предметном окружении, свойствах и качествах предметов;
с этой целью используются методы ТРИЗ и РТВ, способствующие дивергентному (творческому и креативному (умственные способности) речевому развитию.
Организационно-технологическая интеграция предполагает использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей. Этот вид интеграции тесно связан с с личностно-деятельностной интеграцией, т. к. предполагает участие разных специалистов детского сада: логоритмические физкультурные занятия, логоритмические музыкальные занятия. На этих занятиях интегрируются задачи трех образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье».
Таким образом, интегрированный подход основанный на единстве законов природы и целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как единый ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования на современном этапе. Он позволяет обеспечить условия для организации воспитательно- образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с разных точек зрения в разных образовательных сферах.
Литература:
1 Белая К. Ю. И др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ 2003 №4
2 Васюкова Н. Чехонина О Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004 №6
3 Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург, Кемерово, 2005.