Марина Загоруйко
Работа с пластическим материалом — активный метод обучения детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с пластическим материалом – активный метод обучения детей раннего возраста»
Автор: Загоруйко Марина Владимировна.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания. Поэтому активная и интерактивная форма обучения наиболее актуальна.
Публикация «Работа с пластическим материалом — активный метод обучения детей раннего возраста» размещена в разделах
Мои воспитанники – дети 2-й группы раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, которое идёт через чувства и ощущения. Дети раннего возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность.
Активные методы обучения – это обучение в деятельности и лепка является одним из таких методов.
Работа с пластическими материалами очень подходит для всестороннего развития детей раннего возраста. Дети опытным путём получают знания о свойствах пластилина, песка, теста.
Гораздо быстрее в лепке дети переходят с доизобразительного этапа на изобразительный. Это объясняется осязаемостью материала и объёмностью форм.
Материалы, используемые мной настолько привлекательны, что ребёнок включается в игру независимо от его настроения.
Во время работы с пластическими материалами происходит не просто развитие мелкой моторики, а повышается сенсорная чувствительность, то есть тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластики, синхронизируется работа обеих рук.
С каждым последующим занятием наблюдается постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей.
Я в своей работе использую не только обычный восковой пластилин, но и плавающий, шариковый, самозатвердевающий; обычный и «лунный» песок; солёное тесто.
«Лунный» или, как его ещё называют «радужный» песок, по ощущениям похож на песок на хорошем морском пляже. Благодаря использованию «радужного» песка возникает идеальный тактильный и кинестический опыт, а так же улучшается эмоциональное состояние ребёнка, что особенно актуально в период адаптации.
Работая с восковым пластилином, я применила действие с предметами – заместителями по аналогии с конструированием. Этот метод очень помогает совершенствовать координацию движений кисти руки и пальцев.
Активные методы обучения – это, конечно, и познавательно – исследовательская деятельность: опыты, детское экспериментирование. Никогда детям не приобрести столько новых знаний о свойствах материала, как в ходе экспериментирования с ним.
Плавающий флуоресцентный пластилин как нельзя лучше подходит для этого. Он мягкий и удивительно лёгкий. Фигурки, вылепленные из него, отлично держатся на поверхности воды.
Детей очень привлёк яркий цвет пластилина.
Сюрпризом для детей было появление формочек для выдавливания силуэтов, опускание в воду камешков и фигурок из обычного пластилина для сравнения свойств.
Дети совсем притихли, когда лилии опускали на воду. То, что они не утонули вызвало бурный восторг.
Исследовательская деятельность детей бесконечна. И шариковый пластилин оказался для них не менее интересным и познавательным. Шариковый пластилин очень лёгкий, воздушный и совсем не липнет к рукам.
Активным методом является сравнение шарикового и обычного пластилина, ситуация выбора вида пластилина, наиболее привлекательного цвета и изготовление понравившейся фигурки.
Самозатвердевающий пластилин оказался наиболее мягким для рук малышей. Детям понравилось выдавливать различные формы, украшать поделку бусинами, пуговицами, семечками, фасолью, горохом. Очень удобно, что малыш может подарить застывшую скульптуру, не боясь ее повредить.
Солёное тесто потребовало усилий со стороны воспитанников, но не оттолкнуло детей, а наоборот: они стали активно его изучать – мяли, отрывали, даже лизнули.
Активным методом обучения было сравнение двух не цветных материалов – самозатвердевающего пластилина и солёного теста.
В ходе совместной деятельности я использую такой активный метод, как релаксация. Он повышает уровень гармонии в группе и помогает сбросить излишнюю напряжённость, если она возникла. Как правило, это физкультминутка или подвижная игра.
Итак, активные методы обучения - это те методы, посредством которых мы побуждаем детей быть активными, действовать, думать, познавать.
Используемая литература:
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).
2. Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).
3. О. В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
5. Т. С. Комарова Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2012г
6. Д. Н. Колдина. Лепка с детьми 3-4летИздательство Мозаика-Синтез Москва 2011г
7. З. Д. Коваленко Аппликация семенами. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2013г
8. Г. Н. Давыдова. Пластилинография. ООО Издательство Скрипторий 2003г
9. О. Ю. Тихмирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2012г
10. «Рисование» Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста»
М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2006.
11.«Лепка»Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008.