Приложение МААМ

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников

Коротаева Лидия Николаевна
Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова (Слайд). И диапазон данных нарушений может быть разным: от незначительных нарушений произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух-, трёхсложных слов без стечения согласных. Поэтому изучение особенностей нарушений слоговой структуры слова и поиск эффективных путей её формирования является на сегодняшний день актуальной и значимой проблемой.

Публикация «Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников» размещена в разделах

Вопросами формирования слоговой структуры занимались многие педагоги (Слайд) : Разные авторы по-разному подходят к решению данной проблемы. Но большинство из них склоняются к тому, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния - фонематического восприятия, - от артикуляционных возможностей, - от семантической недостаточности, а по данным последних исследований — от неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Мнением большинства авторов установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Работа по преодолению нарушений ССС выстраивается в 2 этапа.

На 1 этапе (подготовительном)используются как, вербальный так и невербальный материал.

Цель: Подготовить ребёнка к усвоению слоговой структуры слова. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.

На данном этапе можно предложить детям следующие упражнения :

1. Упражнение : «Запомни и назови»

Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6, разложенные на столе. Повернитесь к столу спиной. Внимательно слушайте и, не глядя, рассказывайте о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку и т. д.).

2. Упражнение «Музыкальный инструмент»

Определить по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон…., находящийся за ширмой.

3. Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери) Шумовые баночки

4. Упражнение «Повтори, не ошибись».(слайд)

На подготовительном этапе ведётся работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

5. Упражнение «Кто где?».(слайд)

На вербальном (словесном) уровне проводятся игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Классический вариант – сказка «Репка» (На примере игрового пособия по сказке «Репка»). Данные понятия важны при усвоении последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

6. Упражнение «Паровозик».

Детям можно предложить поиграть в паровозик: «Давайте встанем друг за другом, как вагончики паровоза, и немного подвигаемся по залу, а затем остановимся и расскажем о положении своего вагончика, используя слова : перед, после, до, за, между, первый, последний».

Собственно, коррекционный этап проходит в 3 этапа:

уровень звуков, уровень слогов, уровень слов.

Уровень звуков

«Прочитай звук по губам» (а о у и э ы). Особый интерес у детей вызывают упражнения в произнесении звуков с разной интонацией.

Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу. Характер звука «О» - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…

На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.

А далее идёт работа на уровне слогов, слов. Примерные игры и упражнения :

- Длинные и короткие слова;

-Знакомство с понятием слог;

-Деление слов на слоги;

-Соотнесение слов с звуковыми схемами

-Составление графических схем слов

-Словоизменение с наращиванием количества слогов : лис-лиса- лисица

-Словоизменение с убыванием количества слогов : котенок-котик-кот

-Дополнить слог до полного слова «Слоговой аукцион»

-Определить, какой слог в слове пропущен

-Составить новое слово, поменяв слоги местами «Слово сломалось»

-Образовать новое слово из первых слогов двух слов : чайник, каша –чайка и др.

Конечно, существующие методики поэтапной работы над слоговой структурой слова требуют длительного времени на отработку каждого момента (включая подготовительный период). В условиях логопункта, как правило, этого времени нет. Работа над слоговой структурой ведётся в ходе работы по автоматизации звуков.

В своей практике я использую некоторые игры, игровые упражнения, которые, на мой взгляд, интересны детям и помогают добиться хороших результатов, можно одновременно отрабатывать правильное произношение поставленного звука и корректировать ССС.

Это прежде всего широко известные «Слоговые вагончики», «Дом, замок, избушка».(Делим слова на слоги)

«Логокуб» - универсальное пособие, позволяющее отрабатывать и лексические темы, и автоматизировать, дифференцировать звуки и отрабатывать умение делить слова на слоги.

«Собери цепочку» - игра проводится по принципу известной игры «Города»

«Назови по первым буквам» («Расшифруй слово»,

«Собери картинку» Считается, что использование таких упражнений помогает детям быстрее овладевать навыками чтения, ребёнок непроизвольно запоминает образ букв.

«Найди пару» - интересная игра, когда ребёнок должен найти слово с нужным количеством слогов, соответствующим выбранной цифре. (Оформлена по типу абака)

«Посчитай и сравни» - с использованием математических знаков: больше, меньше, равно. Вариантов игры много. Можно предложить своё неравенство, можно дать возможность ребёнку составить неравенство или исправить преднамеренно допущенную ошибку.

«Магазин», где роль денег играют карточки с разным количеством точек. На них можно приобрести предметы с соответствующим количеством слогов в названии.

«Собери пирамиду», где в основании расположены слова, состоящие из 4 слогов, далее из 3, 2 и вершина пирамиды – односложное слово.

«Подбери рифму» - не менее интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова.

«Слоговое лото» - пособие Козыревой. Надо назвать зашифрованное слово по первым слогам, по вторым, по конечным.

Построение звуковых схем.

«Слоговые шары»

Раздаю я вам шары,

На них слоги посмотри.

По цвету пару ты найди,

Слово на шарах прочти.

«Лестница» - игровое упражнение можно использовать во время проведения различных развлечений и досуговых мероприятий. Т. к. у детей с речевыми нарушениями зачастую можем наблюдать и общую моторную неловкость, поэтому включаем в работу упражнения и игры на координацию речи с движением.

Мяч. Использование мяча – прекрасный способ отработки пространственно-временных представлений.

Широкие возможности использования в работе разнообразных игровых упражнений дает применение интерактивного оборудования.

На современном этапе развития дошкольного образования целесообразно наряду с традиционными методами решения проблемы использовать инновационные компьютерные обучающие программы, такие как «Ломашний логопед».АБВГДЕйка или игры «Мерсибо».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки» Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В..

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит.

Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова» Цель: Создать условия для овладения воспитателями играми и упражнениями направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Подгрупповое занятие по развитию слоговой структуры слова в старшей группе детей с ОНР «Играем со словами» Цель: -развитие слоговой структуры слов ; -развитие фонематического слуха; -учить детей звуковому анализу слов, выделяя гласные звуки; -развитие.

Приемы коррекции нарушений структуры слова. Приемы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв). 1. Многократное произнесение слова вслух,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников
Опубликовано: 13 мая 2018 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Коротаева Лидия Николаевна (УИ 1466395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД