Папки-передвижки

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР»

Светлана Орлова
Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложнослогового состава (нарушение последовательности слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов, звуков). Нарушения слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: то незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных, даже с опорой па наглядность.

Публикация «Методическая разработка „Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР“» размещена в разделах

«Слоговая структура слов представляет собой необходимую предпосылку для накопления лексического запаса, для развития грамматических элементов слова, с одной стороны, и для усвоения фонетического состава слова - с другой», - пишет Р. Е. Левина. Как показывают исследования, по мере возрастающей способности к различению и воспроизведению многосложных структур, расширяется основа для более интенсивного накопления фонематических обобщений. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с общим недоразвитием речи дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговой состав, усвоенный в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Для правильного произнесения слоговой структуры слова немаловажна и

степень знакомства с ним - малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.

О важности и актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.

Анализ литературы показывает, что различные искажения слогового состава слова являются ведущими в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи и определяют трудности в усвоении письма и чтения.

В связи с этим углубленное изучение особенностей усвоения слоговой структуры слова имеет важное значение для ранней диагностики имеющихся трудностей и прогнозирования возможных проблем обучения грамоте.

Общая характеристика нарушений слогового состава

слова

Аэлита Капитоновна Маркова в своей исследовательской работе выявила следующие виды искажений слова.

1. Нарушение количества слогов :

а. Сокращение, пропуск слогов - резко выраженное искажение слогового контура слова («моток» - молоток). Данное искажение встречается, когда ребенок с общим недоразвитием речи не в состоянии произнести слово в его полном слоговом составе, т. е. при назывании картинки или при повторении слова вслед за логопедом ребенок пропускает некоторые слоги, слова. Пропуск слога происходит и за счёт опускания слогообразующей гласной.

б. Добавление лишних слогов в слове.

Искажение слоговой структуры слова могут принимать форму удлинения слогового контура, когда вместо предъявляемой двухсложной структуры ребенок произносит трехсложную, вместо трехсложной - четырехсложную и т. д.

По подсчетам А. К. Марковой ошибки добавления слогов допускаются детьми с недоразвитием речи в гораздо меньшем количестве слов, чем сокращения слогов.

2. Нарушения последовательности слогов в слове.

Особое место занимают искажения, при которых число слогов и ударения не нарушаются, в то время как слоговой состав претерпевает те или иные изменения.

а. Перестановка слогов.

Слоги могут перемещаться местами внутри слова («накава» -канава, «подбодорок» - подбородок, «букуретка» - табуретка).

б. Перестановка звуков соседних слогов.

Может искажаться структура отдельного слова («пига» - книга «капута» - капуста).

Нарушая слоговой состав слова или строение отдельного слога, эти искажения в той или иной мере распространяются па звуковой состав слова.

3. Уподобление слогов («биби» - грибы, «папанас» - анасас.)

Уподобление слогов чаще всего встречается у детей с общим недоразвитием на ранних этапах речевого развития. Эти дети многие картинки называют лепетными словами, представляющие собой не что иное, как двукратное повторение одного и того же слога : «тата» - кукла.

Дети, овладевшие трех - и четырехсложной структурами также иногда заполняют контур слова одинаковыми слогами : «сасарница» - сахарница. Отличие этих ошибок от уподобления на ранних этапах состоит в том, что уподобление здесь затрагивает лишь часть слогового состава, остальные слоги произносятся правильно.

4. Искажении структуры отдельного слога.

Дети с недоразвитием речи часто упрощают структуру отдельных слогов, сокращая стечения согласных, или добавляя согласный в слог, что в ряде случаев очень затрудняет понимание и употребление речи.

Сокращение стечения согласных.

Сокращение стечений согласных широко распространены у детей с общим недоразвитием речи.

Факты об усвоении стечений согласных в зависимости от их места в слове необходимо учитывать в процессе обучения: слова со стечением согласных, считает А. К. Маркова должны предъявляться ребенку в определенной последовательности: сначала стечения должны стоять на стыке двух слогов, и лишь затем давать для произнесения и заучивания слова со стечением согласных в начале слова.

Произнесение различных стечений согласных зависит не только от их места в слове, но и от их качества, их фонетического состава. Наименьшее число сокращений падает на стечение согласных в середине слова в случае, если вторым звуком является взрывной звук.

В начале же слова наиболее благоприятным является сочетание, где вторым компонентом является сонорный звук.

Эта закономерность имеет значение для установления

последовательности подачи стечений согласных в процессе обучения

произношению слоговой структуры слова детей с общим недоразвитием речи.

С другой стороны, она позволяет сформулировать некоторые теоретические положения о взаимосвязи звукового и слогового состава слова.

Однако и сам звуковой состав слова обратно влияет на возможность правильного произнесения стечения согласных, а поэтому и на воспроизведение элементов слоговой структуры слова в их полном составе.

Итак, общая характеристика нарушений слогового состава при произнесении слова может выглядеть таким образом (по А. К. Марковой).

1 .Нарушение количества слогов.

- сокращение (пропуск) слога;

- опускание слогообразующей гласной;

- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных.

2. Нарушение последовательности слогов в слове.

- перестановка слогов;

- парафазии (замена звуков);

- перестановка звуков соседних слогов.

3. Уподобление слогов.

4. Искажение структуры отдельного слога.

- сокращение стечения согласных;

- вставка согласных в слог.

Существуют и другие нарушения слоговой структуры, но они не так часто встречаются, поэтому мы только обозначим их:

- антиципации (замена предшествующих звуков последующими);

-персеверации (циклическое повторение);

-контаминации (смешение элементов слов);

-итерации и др.

«. Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребёнка.» - указывали в своей работе Филичева и Г. В. Чиркина.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребёнка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер. Поэтому работу по преодолению искажений слогового состава следует начинать с формирования сенсорных возможностей или с компенсаторного преодоления нарушений звукопроизношения слова путём опоры на сохранные функции - зрительные и моторные.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращения числа согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер. При таких нарушениях главное внимание следует уделить артикуляционной работе.

Таким образом, при коррекции нарушений слоговой структуры слова необходимо провести тщательную диагностику, индивидуализировать процесс обучения с опорой на анализ характера недоразвития речи и связанного с ним характера ошибок при усвоении слова.

Краткая характеристика общего недоразвития речи у

детей

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом мы понимаем такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (по Р. Е. Левиной).

При общем недоразвитии речи наблюдается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее основания до развернутой речи е элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Р. Е. Левина выделяет три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем уровне у детей остаются лишь отдельные проблемы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Основные положении, характерные для I уровня общего

недоразвитии речи

Е Активный словарь находится в зачатом состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребляемых слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны.

Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь полностью отсутствует.

Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. В частности, по слоговой структуре слова па I уровне речевого недоразвития мы можем сказать, что в речи преобладают односложные и двусложные образования, а в отраженной речи заметна тенденция сократить повторяемое

слово до одного - двух слогов (кубики - «ку», карандаш -

«дас».).

Естественно, что и звуковой анализ слова на уровне лепетной речи совершенно не доступен ребенку.

Основные положения, характерные для II уровня общего

недоразвития речи

1 Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования (преимущественно качественных) прилагательных и наречий.

2. Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, однако эти попытки еще неудачные.

3. Дети начинают пользоваться фразой.

4. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный

словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм.

5. Произношение звуков и слов резко нарушено. Легко обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.

Более подробно остановимся на том, что нас больше всего интересует -на

слоговом составе слова. Па этом уровне речевого развития слоговый состав

слова оказывается более доступным, чем на предыдущем.

Дети часто могут правильно воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, по звуковой состав этих слов является еще диффузным. Более или менее правильно передается звуковой состав односложных слов, состоящих из одного закрытого слога (мак, без стечения согласных.

Повторение простейших двусложных слов, состоящих из прямых слогов, во многих случаях не удается, хотя в отдельности звуки, входящие в состав таких слов, произносятся правильно (пила - «ля», ваза - «вая» и т. д.).

Более выражены затруднения, встречающиеся при воспроизведении звукового состава двусложных слов, имеющих в своем составе обратный и прямой слоги. Количество слогов в слове часто воспроизводятся неровно (окно - «капо», «апо», «ако»).

При повторении двусложных слов закрытым и прямым слогом часто обнаруживается выпадение звуков (банка - «бака», вилка - «вика».).

Наибольшие трудности вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слоге. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядов стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (например, звезда - «визьга», «вида», «ада» и т. д.).

В трехсложных словах, наряду с искажением звуков, встречаются перестановки слогов и опускание их (голова - «ава», «ува», «коволя». .)

В трехсложных словах искажения звуков значительно более резко выражены, чем в двусложных.

Четырех- и пятисложные слова и сложные слоговые структуры произносятся детьми настолько искаженно, что слова становятся совершенно не похожими на образцы. В ряде случаев происходит укорачивание многосложной структуры (милиционер - «апей»).

1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов, и почти не образуются в речи более сложные предлоги.

2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка и видовых форм глагола, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

3. В активной речи используются преимущественно простые

предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные

предложения.

4. У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

5. Понимание обиходной речи В основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое владение многими грамматическими формами.

На III уровне общего недоразвития речи дети пользуются полной слоговой структурой. Лишь в качестве остаточного явления отмечаются перестановки звуков, слогов, слов (колбаса - «кобаса»). По сравнению со П уровнем, нарушения слоговой структуры слова проявляются значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов и IT предложениях.

Итак, проанализировав характеристику нарушений слоговой структуры слова на каждом уровне, мы можем выделить специфические ошибки

искажений слова, встречающихся на том или ином уровне общего недоразвития речи, пользуясь предложенной Л. К. Марковой типологией ошибок.

На I уровне речевого недоразвития преобладает тенденция к упрощению слоговой структуры слова, в частности, сокращение числа слогов (кубики - «ку»).

На II уровне также отмечаются сокращение числа слогов (пила - «ля», здесь уже проявляются перестановки слогов (окно - «капо», сокращение стечений согласных (банка - «бака»). На этом уровне ошибки искажения слова более распространены.

На III уровне, по характеристике, данной Р. Е. Левиной, мы видим ошибки, сводящиеся к нарушению правильной последовательности слогов, т. е. их перестановки (колбаса - «кобаса»). Эти ошибки преобладающие, по мы можем встретить и другие искажения слоговой структуры слова : добавления слогов, сокращение согласных, уподобление слогов - эти ошибки малочисленные.

Обзор методик по формированию слоговой структуры слова у детей с

общим недоразвитием речи

Как мы говорили выше, данной проблемой занимались многие наши исследователи. Но мы остановимся на работах Г. Л. Каше и на методике Л К Марковой.

Оба автора говоря т о том, что работу по формированию слогового состава слова нужно сочетать с работой по постановке отсутствующих и искаженных звуков, а также с работой по подготовке детей обучению грамоте.

Авторы методик останавливаются на том, что прежде чем приступить к работе над формированием слогового состава слова в полном объеме, следует поработать над развитием соответствующих сенсорных возможностей ребенка. Прежде всего, необходимо привлечь внимание ребенка с общим недоразвитием речи к различению слов по их слоговому составу. Ребенку предлагают прислушиваться к своему произношению слова, сравнивать его с произношением педагога и других детей, находить свои ошибки. Можно также указать ребенку на то, как меняется смысл слова, если опустить какой-то слог или переставить слоги. Для этого используются слова близкие по звучанию и различающихся одним слогом или местом его в слове: резина и «зина», камыш и «мышь», рукава и «рука», насос и «сосна», гора и «рога» и т. д.

Отсюда вытекает необходимость научить ребенка делить слова на слоги (сначала по подражанию, потом самостоятельно); подсчитывать число слогов в слове; придумывать слова на заданное число слогов; добавлять недостающий слог слова при опоре па картинки и т. д.

Маркова Л. К. и Каше Г. А. сходятся во мнении, что для усвоения слоговой структуры слова детьми е общим недоразвитием речи необходима специальная работа над слухоречевым ритмом. Она может быть представлена в виде различных игр, в которых дети должны узнать, например, какую картинку, из лежащих на столе, назвал педагог’, отхлопывая в ладоши такое-то количество раз. Затем от узнавания ритмической структуры слова можно переходить к его

воспроизведению. В данном случае ребенок сам расчленяет на слоги слова, для чего также могут быть использованы возможные отстукивания карандашом, отхлопывание в ладоши и т. д. Эти и подобные упражнения развивают слуховое восприятие ребёнка, обостряют слуховое внимание и делают его более восприимчивым к ошибкам в произношении.

Усвоению произношения слоговой структуры слова способствуют также специальные артикуляционные упражнения но воспроизведению различных слоговых комбинаций. Слоговые сочетания типа, па-пу, па-ку, ма-па и т. д. 15 ходе обучения усложняются но линии увеличения количества слогов, включения обратных и закрытых слогов, стечений согласных. Г. А. Каше предлагает повторять за учителем простейшие слоговые ряды с различным ударением, например, га-га, та-та, та-та-та. По её мнению сочетания га-та-та облегчает переход от послогового к слитному произнесению трехсложного слова с ударением на последнем слоге. Одним их приемов овладения произношением слов повой слоговой структуры Г. А. Каше считает именно заучивание слов по слогам и одновременно по подражанию. Зрительной опорой при заучивании слов (особенно трехсложных) может служить схема слов, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги.

Итак, А. К. Маркова в своей методике выделяет 2 русла по целенаправленному формированию слоговой структуры слова : обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков и работа над словами в период автоматизации новых усваиваемых звуков. В работах Г. А. Каше можно найти похожие высказывания. Например, она предлагает поставить звук, сначала автоматизировать его в доступных словах, затем автоматизировать в ходе работы над структурой слова и, наконец, (в этом сходятся и Каше Г. А., и Маркова А. К.) новое слово, которое ребенок научился произносить, сразу вводить во фразу.

Оба направления работы нужно осуществлять параллельно с самого начала обучения.

В первом случае работа над произношением слова будет тесно связана с активизацией речи ребенка, расширением его словарного запаса. Педагог для этого предлагает детям слова для заучивания в определенной последовательности с точки зрения их слоговой трудности. Для этого соответствующим образом подбирает речевой материал для игр (домино, лото, а также сюжетные картинки.

Приведем примерный ряд слов, расположенных но степени слоговой трудности (от более легких к более трудным, предложенный Л. К. Марковой.

1. Двусложные слова из открытых слогов : мама, папа, вата, ноты ива, кино, мука.

2. Трехсложные слова из открытых слогов : панама, копыто, монета, машина, тополя.

3. Односложные слова: мах, дом, кот, лев, Ким.

4. Двусложные слова с одним закрытым слогом : веник, петух, лимон, пакет, каток, Алик.

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, папка, утка, лепта.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом : телефон, котенок, пулемет.

8. Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, комната, калитка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом : памятник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк, хлеб.

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов : паутина.

14. Многосложные слова: милиционер.

Понятно, что слова каждой новой слоговой трудности мы начинаем вводить только после достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребёнку нужно многократно повторять их, заучивать. Чтобы повторение не было механическим и скучным, следует использовать различные игровые ситуации: «лото», «домино», «магазин» и т. д.

Одновременно с работой над структурой слова, следует осуществлять постановку отсутствующих и искаженных звуков. Этому обычно предшествует уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков, что является непосредс твенной основой и для вышеописанной работы над словом.

Работа над новым звуком также содержит большие возможности для формирования слоговой структуры слова (второе направление). Так, при автоматизации звука логопед предлагает детям слоговые ряды в определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са-са-са) и т. д. Тем самым у ребенка вновь закрепляется навык произнесения слоговых контуров различного размера. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, по и сохранные звуки (та-са, ма-ма-са, то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога па другой, предупреждает ошибки уподобления слогов.

При введении отрабатываемого звука слова необходимо также, считает А. К. Маркова, соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана. Здесь следует придерживаться той же последовательности слоговых структур, которая предложена выше для слов с сохранными звуками.

Г. А. Каше считает, что в группах численность в 12-14 человек вполне реально при условии постоянного учета индивидуальных особенностей каждого ребенка проводить обучение детей по овладению произношением слов различной звукослоговой сложности.

«. Работа но формированию слоговой структуры слова должна осуществляться как на занятиях по произношению, так и на индивидуальных занятиях. Необходимость индивидуальных занятий в этом разделе работы диктуется неизбежным неравенством отдельных детей по уровню знаний, - пишет Маркова Л. К.

Итак, проанализировав две разные методики Г. Л. Каше и Л. К. Марковой, мы видим, что они во многом схожи. Работу по формированию слогового состава слова следует сочетать с работой по постановке отсутствующих или искаженных звуков, а также с работой по подготовке детей к обучению грамоте.

Данная работа должна проходить как в форме фронтального занятия, так и в форме индивидуального занятия, учитывая индивидуальные особенности детей.

Па наш взгляд эта проблема еще не полностью изучена и представляет собой обширное поле для исследований.

Публикации по теме:

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.

Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Методическая разработка конспекта родительского собрания «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Возрастные особенности детей 6-7 лет. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки.

Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду» Особенности работы по краеведению в детском саду Мне хочется рассказать детям о своем любимом городе, где я родилась и выросла, где живут.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Экологический суд над человеком» «Экологический Суд над Человеком». Театральная постановка Цель: Создание условий для формирования экологической грамотности и культуры.

Особенности усвоения слоговой и ритмической структуры слов детьми с тяжелыми нарушениями речи. Психолингвистический аспект Важнейшей задачей специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи является преодоление недостатков речевого развития.

Подгрупповое занятие по развитию слоговой структуры слова в старшей группе детей с ОНР «Играем со словами» Цель: -развитие слоговой структуры слов ; -развитие фонематического слуха; -учить детей звуковому анализу слов, выделяя гласные звуки; -развитие.

Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей Сварьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР»
Опубликовано: 14 марта 2018 в 19:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД