Ирина Гурова
Логопедическая новогодняя нейроигра «Ёлочка» для развития звукового анализа, автоматизации и дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию игру, которую можно использовать в новогодний период. С её помощью можно работать над автоматизацией и дифференциацией любых звуков, осуществляя при этом нейроподход. Для организации игры я использую игрушки новогодней тематики, которые можно приобрести в магазинах, и картинки.
Материал для игры: деревянная декорация «ёлочка» (из трёх составных частей, 18 игрушек для ёлки, два новогодних поезда, снеговик, предметные картинки, имеющие в названии автоматизируемый звук или дифференцируемые звуки. При желании и необходимости материал игры может дополняться другими игрушками, имеющими зимнюю тематику и новыми картинками.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Нейропсихологические игры и занятия
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты по обучению грамоте
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков в словах и предложениях.
Задачи:
- уточнять, закреплять произношение звуков в словах и предложениях;
- развивать позиционный анализ, фонематические представления;
- расширять, уточнять словарный запас;
- закреплять умение составлять предложения разных типов;
- развивать пространственные представления, пальчиковую моторику, межполушарное взаимодействие.
Ход игры:
Перед началом игры логопед вместе с ребёнком конструируют ёлочку из трёх частей и ставят её в центре стола. Справа и слева от ёлки размещаются два поезда. В каждом поезде – три вагона. Ёлочные игрушки раскладываются перед каждым вагоном (по три штуки). За ёлкой находятся картинки, имеющие в названии звук «С» в разных позициях. В данной игре используется материал из лото Т. А. Ткаченко.
По поводу расположения новогодних предметов логопед сочиняет какую-нибудь легенду. Например, Снеговик собирается наряжать ёлочку и заказал игрушки, которые привезли два поезда. Игрушки выгружены и лежат около вагонов. А мы поможем Снеговику развесить игрушки и заодно будем подбирать и произносить слова со звуком «С».
Задача ребёнка – брать одновременно две игрушки: одну правой рукой, а другую – левой. При этом на каждую игрушку произносить слово, позиция заданного звука в котором соответствует расположению игрушки у вагонов. То есть, если ребёнок взял игрушку у первого вагона, он подбирает слово со звуком в начале слова. Если он взял игрушку у среднего вагона или у последнего, то находит и произносит слово с заданным звуком в середине и в конце слова, соответственно. Игрушки ребёнок вешает на ёлочку одновременно двумя руками. Можно, конечно, ещё учитывать и расположение веток. Это очень интересно, но значительно усложнит игру для некоторых детей, поэтому можно обойтись без такого приёма. Для автоматизации звуков во фразовой речи предлагаем ребёнку придумать предложение со словом или по парам картинок. Здесь возможны разные варианты.
Постепенно игрушек у вагонов становится всё меньше, а на ёлочке - больше.
В конце игры любуемся украшенной ёлочкой.
Хочу отметить, что некоторые дети могут справиться с заданием и без помощи картинок, просто вспоминая слова с данным звуком.
Кроме поездов на последующих занятиях я использую и другие новогодние игрушки и зимние предметы, располагая их в ряд. Это могут быть снежинки, шишки, сосульки, снежные комочки, камешки марблс (ледышки) и др.
При дифференциации звуков нужно подобрать и разложить картинки, имеющие в названии оппозиционные звуки. Используя левую руку, ребёнок произносит слова с одним звуком, а правую – с другим.
Успехов!