Зюляева Марина Сергеевна
Логопедический проект «Родители — помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Родители - помощники».
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
Принципы реализации проекта :
значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
вариативности форм и методов;
научности; сотрудничества;
постоянства обратной связи;
открытости;
конфиденциальности.
Публикация «Логопедический проект „Родители — помощники“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель проекта : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Принятый Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно-ответственными участниками образовательного процесса.
Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
В ходе логопедической работы необходимо :
активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
разъяснить и показать родителям, в чем состоит логопедическая работа;
помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей.
Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта : учитель-логопед, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, их родители.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции;
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
заинтересовать родителей пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда».
Ожидаемые результаты:
o Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
o Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
o Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов заключается:
Для детей – положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Для родителей – положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ.
Для учителя-логопеда – заключается в эффективности работы с родителями по вопросам речевого развития детей и коррекционной работы с детьми.
Описание проекта
Работа по взаимодействию учителя-логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
1. Обсуждение и формулировка проблемных вопросов.
2. Подбор упражнений для развития мелкой моторики, подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи, упражнения для языка и губ.
3. Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. В ходе анкетирования, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
2. Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей.
Средства и методы проекта :
Проведение родительских собраний, консультаций, игр. Сбор и изучение информации. Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т. п.). Наглядно-информационные формы: стенд «Советы логопеда», папки-передвижки, памятки для родителей «Строение артикуляционного аппарата», «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» и др.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
1. Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
2. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Список литературы:
1. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
2. Филичева Т. Б. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Г. Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
4. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
План работы
N
п/п Срок Формы и
методы работы Содержание работы Результат Участники
1. Подготовительный
этап до 15.09 Анкетирование «Речевое развитие»
(Приложение 1) Проанализировать особенности семьи, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
Анкета для родителей Учитель-логопед
2. Основной (практический) этап
Ноябрь Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем»
(Приложение 2) Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. Протокол проведения семинара-практикума Учитель-логопед, родители
Декабрь Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи»
(Приложение 3) Консультация с практической частью. Консультация Учитель-логопед, родители
Январь Буклет
«Артикуляционная гимнастика»
(Приложение 4) Рекомендации, которые дает логопед, это специальные упражнения для развития мышц речевого аппарата: губ, щек, языка.
Информационный буклет Учитель-логопед, родители
Март Практикум
«Научитесь слышать звуки»
(Приложение 5) Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Консультация-практикум Учитель-логопед, родители
Май
НОД «Праздник красивой и правильной речи»
(Приложение 6)
Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях
Конспект проведения НОД
Учитель-логопед,
дети, педагоги ДОУ
Еженедельно Индивидуальные домашние тетради Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
Памятки Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители
3. Заключительный этап
Май Мониторинг
работы логопеда с родителями
(Приложение 7) Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Учитель-логопед, родители
Май Мониторинг уровня речевого развития детей (Приложение 8) Выявление уровня речевого развития детей Логопедическая диагностика Учитель-логопед,
дети
Вывод: Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений.
Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.