Левина Татьяна
Проект в первой младшей группе «Потешки-помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в первой младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4
Проект
по познавательно – речевому развитию детей
в первой младшей группе :
«Потешки - помощники»
Подготовила:
воспитатель Левина Т. Ю.
Вязьма 2017 г.
Цель проекта : Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей.
Задачи проекта :
Публикация «Проект в первой младшей группе „Потешки-помощники“» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
*Приучать детей слушать доступные по содержанию потешки.
*Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из по-тешек.
*Формировать грамматический строй речи.
*Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
*Развивать мелкую моторику детей.
*Воспитывать звуковую культуру речи.
Участники проекта : Дети группы, родители, воспитатели.
Длительность проекта : долгосрочный (сентябрь – май).
Актуальность:
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети вы-деляют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоцио-нальное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произ-ношение звуков.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождает-ся движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двига-тельной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нор-мализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихо-творных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыс-лительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успеш-ность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей друже-любия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего разви-вается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное от-ношение к миру.
Механизм реализации:
Для достижения поставленной цели я планирую на подготовитель-ном этапе (сентябрь) :
-подобрать фольклорный материал с учетом возраста детей;
-подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произве-дениями;
-разработать конспекты занятий;
-составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
-ознакомить родителей с целями и задачами проекта;
-подобрать консультации для родителей.
На основном этапе (октябрь – апрель) :
-организовать работу, с использованием фольклорных произведений на про-тяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
-использовать потешки не только в режимных моментах, но и в организован-но образовательной и совместно-партнерской деятельности.
Методы и приёмы, используемые для реализации проекта :
*Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
*Беседы по содержанию потешек.
*Обыгрывание сюжета потешки.
В ходе организованно образовательной деятельности с детьми исполь-зуются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д., с по-мощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инс-ценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зри-тельные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д.
*Словесные игры.
*Подвижные и хороводные игры.
*Пальчиковая гимнастика.
Работа с родителями:
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запла-нировано:
- Консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Учите с нами»;
- Беседы о значимости потешек в развитии ребенка.
На заключительном этапе (май) предполагаю провести развле-чение «В гости к бабушке Арине».
Ожидаемый результат:
Целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
1. Родным языком;
2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физи-ческое и музыкальное развитие);
3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Итог проекта :
Составление папки «Потешки – помощники». Папка будет содержать:
*Картотеку потешек;
*Конспекты ООД;
*Консультации и наглядную информацию для родителей.
Приложение 1
СТИХИ и ПОТЕШКИ для режимных моментов
Цель: наполнить режимные моменты увлекательным для детей содержанием, позволяющим поддерживать хорошее настроение у малышей, разнообразить и расширять образовательную деятельность.
(картотека Н. В. Плотниковой, из-во «Речь», 2011)
1. Тили-час, тили-час,
Вот обед у нас сейчас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
***
2. У котёнка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котё нку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
Нужно съесть её скорей!
***
3. Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
***
4. Ой, люли, люли, люли
В море плыли корабли,
Насте кашу привезли.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашу кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
***
Каша из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб Танечка ела.
***
А. Барто
Сорока-ворона
Кашку варила,
Кашку варила,
Маше говорила:
- Сначала кашку скушай,
Потом сказку слушай!
***
Алла Ахундова «Гости»
Кукол в платья наряжали,
Кукол в гости приглашали,
Сладким чаем их поили,
И коврижками кормили.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики для детей раннего воз-раста»
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная рабо-та кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до посту-пления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное вни-мание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мото-рики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
• готовим к овладению навыком письма.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего воз-раста и регулярно:
• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые уп-ражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.
Например,
Дождик, дождик
Кап, кап, кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки
Или еще:
Раз, два, три четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел
От того и потолстел!
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет:
• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, по-стукивание по коленям, прятанье рук за спину.
Например, упражнение" Зайчик".
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.
• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик) ;
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой дей-ствиям работающей.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить сис-тематически по 2-5 минут ежедневно.
Дети в возрасте 2 лет выполняют:
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Например, упражнение "Капустка".
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
"Коза"
У козы торчат рога,
Может забодать она.
• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;
• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
"Замок"
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли. (расцепить пальцы)
"Домик"
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.
"Шарик"
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности
пальчиковая гимнастика – шнуровка;
игры с конструктором, мозаикой;
лепка из пластилина;
пазлы;
вкладыши;
сматывание цветных ниток в клубочки;
кнопки;
прищепки;
молнии;
пуговицы и тд.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры:
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению по-нятий: вверху, внизу, справа, слева;
• формируют навыки шнуровки;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности;
• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Как еще активизировать пальчики
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не от-правлял эти «куски») .
2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Приложение 3
ООД «В гости к бабушке Арине».
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.
3. Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью ми-мики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.
4. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.
Материалы: дорожка, домик-модуль, кошка игрушка, птичка, красивый платок, курочка, чайник игрушечный, самовар, пироги (настоящие для уго-щения).
Ход ООД:
Воспитатель в группе беседует с детьми.
Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка Арина нас в гости приглашает. Пойдем к ней в гости?
Ответы детей.
Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встре-чает так весело, так приветливо.
Дети входят в зал.
Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.
Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!
Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.
Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.
Стучит.
Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил ря-дышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.
Дети зовут: «Кис-кис-кис!»
Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?
Дети: пушистый, красивый.
Бабушка. Так и хочется его погладить.
Дети гладят кота.
Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи, да потешки рассказывают.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.
Бабушка. Мой котик любит на дорожке лежать, развалится и мешает ходить?
Воспитатель: А наши детки знают, что нужно сказать котику, чтобы он на дорожке не лежал.
"Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет. "
Бабушка. Рано, рано по утру петушок просыпается и пением забавляется. А вы знаете потешку про него?
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Бабушка. Вместе с петушком живет у меня курочка. Курочка выходи и ребя-там покажись.
Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.
Давайте для нее споем песенку «Вышла курочка гулять».
Исполняют песню.
Бабушка. Молодцы!
Бабушка. Веселые у меня внучата. Я с вами пела и сама молодела. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!
Под рус. нар музыку дети пляшут.
Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами.
Воспитатель: Хорошо у тебя Бабушка, только нам пора в детский сад
Бабушка. Бабушка Арина хвалит детей за то, что они так хорошо расска-зывали потешки, пели песенки.
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания, мои внучатки милые!